CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

МУЗЕЙНЫЙ ЭТНОАРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Дмитрий Кепин - март 2003

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

На современном этапе развития музееведения (музеологии) музей можно рассматривать как полифункциональный институт социально-культурной информации. Музей является эпистемной моделью культуры, одной из форм коллективной памяти, ценностного отношения человека к действительности, поддержки традиций, а также средством массовой коммуникации, основным каналом которого является экспозиция. Музейная экспозиция рассматривается современными исследователями как синтетический вид искусства, требующий создания сценария, который является основой ее драматургической концепции [1].
Такой подход к пониманию музейной экспозиции дает возможность по-новому подойти к разрешению методических аспектов построения экспозиций разных типов, и, в частности, по истории первобытного общества. Посетителю современной археологической музейной экспозиции должна быть предоставлена возможность не только пассивно воспринимать поданную информацию, но и стать как бы участником тех или иных событий, о которых рассказывают музейные предметы и научно-вспомогательный материал.
Возникает вопрос: с какого возраста можно привлекать человека к восприятию археологической музейной информации? Особенно это касается восприятия музейной информации детской аудиторией. Используя классификацию возрастных особенностей детей, разработанных психологами А. В. Запорожцем и В. С. Мухиной, и делая в них соответствующие коррективы, связанные с современным процессом обучения в общеобразовательных учреждениях Украины, мы выделяем: переддошкольный возраст (раннее детство) – 1 – 3 года; дошкольный возраст - 3 – 7 лет; младший школьный возраст – 6/7 – 9 лет (1 – 4 классы); средний школьный возраст – 10 – 14 лет (5 – 8 классы); старший школьный возраст – 14 – 16 лет (9 – 12 классы) [2].
В среду деятельности музейной экспозиции по истории первобытного общества необходимо привлекать все возрастные группы детей, начиная от дошкольного возраста и учащихся 1 – 3 классов. Именно в этот период формируется музейная культура человека. Музейную культуру можно рассматривать в двух аспектах:
  1. В широком значении – как способность человека оценивать предметы музейного значения, которые не обязательно находятся в музее, и которые воспринимаются как памятники культуры.
  2. В узком значении – как уровень подготовленности к восприятию музейной информации [3].
Как показывают исследования музейного педагога Л. В. Пантелеевой, именно в дошкольном возрасте нужно приобщать ребенка к восприятию музейных предметов. Это дает возможность воспитывать у ребенка ценностное отношение к действительности, развивать художественное восприятие, образное мышление, пробуждать интерес к музею, и в конечном итоге формировать понятие «образ музея» [4]. По данным В. С. Мухиной, дети в период 3 – 7 лет овладевают рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием. Трехлетний ребенок может усвоить представления только о пяти – шести простых геометрических формах и восьми цветах. В этом возрасте ребенок начинает распознавать предметы, изображенные им в виде каракуль на бумаге.
До пяти лет ребенок может зарисовывать ограниченное число предметов. Только после пяти лет он может рисовать отдельные предметы и сюжетные картинки. Для трехлетнего ребенка характерно манипулирование с предметами. В четыре года он уже начинает рассматривать предмет, а к пяти – шести годам при рассматривании предметов, ребенок обращает внимание на их особенности. Планомерное систематическое рассматривание предметов можно наблюдать у детей к семи годам. Начиная с пяти лет ребенок при соответствующим объяснении может в комнате найти «заблудившийся» предмет и начинает узнавать схематические изображения предметов. Непроизвольное внимание является доминирующим на протяжении всего дошкольного детства (3 – 7 лет). В старшем дошкольном возрасте для ребенка представляют интерес игры-головоломки, задания учебного характера [5].
На метод театрализации как действенного средства восприятия музейной экспозиции по истории первобытного общества еще в 1950-60-х гг. указывал археолог Г. Н. Матюшин. Так, работая в школах № 8 и № 23 г. Уфы, и в Уфимском дворце пионеров, ученый организовал археологический кружок. Под его руководством школьники создали музей, а в актовом и спортивном залах ставили «археологические» пьесы. При этом использовался соответствующий сценарий, декорации, освещение, игровые моменты, фильмоскопы [6].
Как показали экспериментальные исследования психолога И. В. Шаповаленко, проведеннные в экспозициях Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки: «Первобытные собиратели и охотники. Какимми были и как жили древнейшие люди», «Важнейшие достижения человека в первобытную эпоху», они не воспрнинимались дошкольниками 6 – 6,5 лет из-за однотипности музейных предметов и отсутствия графических реконструкций. Восприятие этих экспозиций детьми 6,5 – 7 лет значительно повысилось, когда они под руководством музейного педагога стали использовать двигательно-моделирующую жестикуляцию. Дети 6 – 7 летнего возраста при этом осуществляют двигательное «вылепливание» особенностей внешности первобытного человека, воспроизводят характерные позы, имитируют изготовление и использование древнейших орудий труда. Все это дает возможность значительно повысить уровень запоминания дошкольниками музейной информации [7].
Интересным является опыт самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина, в котором в ноябре 2001 года проходила выставка по истории архитектуры с древнейших времен, ориентированная на восприятие детьми с физическими недостатками. При подготовке научной концепции выставки ее авторы учли психолого-физиологические особенности незрячих и слабовидящих маленьких посетителей, ориентируя их на тактильные ощущения при знакомстве с макетами жилищ из натуральных материалов, демонстрация которых сопровождалась соответствующим музыкально-звуковым оформлением [8].
Принцип предметности является основой выявления специфики музейного восприятия, осуществляющемуся через демонстрацию музейных предметов. Для того, чтобы музейная информация полностью воспринималась детьми, необходимо их учить пониманию специфики музейного языка. В работе с детьми разного возраста в археологических, исторических и краеведческих музеях целесообразно создавать специальные детские музейные комнаты. В частности, для активизации восприятия малышами музейных предметов по истории первобытного общества, можно на детских надувных шариках делать их изображения. Например, на шариках можно изобразить тематические сцены из жизни первобытного человека: собирательство, охота, рыболовство, приготовление еды. Также можно использовать соответствующие игрушки, тематические кубики и лото.
Дифференцированный подход необходим для учета ситуации посещения музейной экспозиции. Или ребенок пришел сам с родителями, друзьями, с экскурсией, или сам, Для этого необходимо иметь разные методики по работе с такими категориями посетителей. Для школьников восприятие музейной экспозиции по древней истории может происходить на основе цикловых форм экскурсий. Например, детям младшего школьного возраста могут быть предложены следующие экскурсии: «О чем рассказывают древние вещи», «Как мы узнаем о жизни древних людей», «Что такое памятник». Для этой категории посетителей продолжительность экскурсии не должна превышать 30 – 45 мин. Для среднего и старшего школьного возраста циклы экскурсий могут быть построены в тематико-хронологической последовательности. Например: «Орудия труда эпохи палеолита», «Обработка камня в эпоху неолита», «Быт древних земледельцев», «Хозяйство носителей трипольской культуры», «Искусство эпохи бронзы». Продолжительность таких экскурсий не должна привышать в среднем 1 – 1,5 часа.
После окончания экскурсий дети могут зарисовать на свой выбор те музейные предметы, которые запомнились и произвели соответствующее впечатление. В музейной экспозиции возможно провести соответствующие викторины и олимпиады, например: среди выставленных в витрине экспонатах найти соответствующий по заданию музейного педагога. Для детей среднего и старшего возраста можно предложить «археологические» кроссворды и головоломки.
По мнению одного из ведущих чешских археологов-музеологов ХХ ст. профессора И. Неуступного (Прага) музейные предметы по истории первобытного общества сами по себе не могут дать целостного представления посетителю об историческом процессе. Необходимо при построении таких экспозиций использовать научно-вспомогательный материал. Однако, он не должен в экспозиции доминировать над археологическими музейными предметами. Экспозиция по истории первобытного общества должна демонстрировать посетителю становление и развитие человеческой культуры через показ локальных археологических культур. Для целостного восприятия посетителем экспозиции необходимо на археологических материалах демонстрировать все стороны человеческой жизнедеятельности. Архитектурно-художественное оформление экспозиции должно помагать посетителю «погрузиться» в древнейшее время. Как считает крупнейший чешский антрополог-музеолог, профессор Я. Елинек (Брно), автор научной концепции экспозиции знаменитого «Антропоса» (открыт для посетителей в 1964 году), для полноценного восприятия посетителем тем по древнейшей культуре Человека, они должны сопровождаться антропологическими и естественно-историческими коллекциями [9].
Со второй половины 1960-х гг. в европейский странах (Дания, Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Германия, Венгрия, Чехия, Польша) получает развитие новое направление в музееведении, которое мы называем археологической скансенологией – наука об археологических музеях под открытым небом.
На современном этапе развития памятниковедения и музееведения в Украине под руководством канд. ист. наук Е. Н. Титовой разработаны экотуристические маршруты по недвижимым памятникам археологии эпох палеолита – бронзы. Составной частью функционирования этих маршрутов является создание в районах концентрации памятников всемирного и национального значения «археопарков» различных типов: археологических «скансенов»-«диснейлендов» с музеефицированными памятниками в павильонном режиме, и археологических «диснейлендов»-«воображаемых» музеев-«археодромов»-«экспериментальных поселений», которые не включают музеефицированных объектов и комплексов вследствие фрагментарности источников и невозможностью проведения консервационных работ по их сохранению. В структуре «археопарков» предусмотрены «экспериментальные» павильоны, в которых будет воссоздан быт и хозяйство далеких предков в соответствии с открытыми памятниками определенного периода в истории первобытного общества Украины; Музей истории первобытного общества или этноархеологический, этноархеологический театр, интернет-центр и т. д. (рис. 1). Музейная экспозиция по истории первобытного общества может разделяться на два типа:
  1. Экоэтнологический, основой которого являются тематико-экспозиционные комплексы по синполитейным обществам ойкумены («первобытные» общества существующие после возникновения государств и сохранившиеся как реликты).
  2. Экоэтноархеологический – тематико-экспозиционные комплексы созданы на основе археологических материалов исследованных памятников территории Украины эпох палеолита – бронзы с использованием этнологических моделей, которые по своей совокупности признаков наиболее вероятно отвечали локальным проявлениям культуры исчезнувших обществ [10].
    Нами подготовлена научная концепция музея истории культуры Южной Киевщины, предусмотренный как отделение Киевского обласного археологического музея, расположенного в с. Триполье (открыт в 2002 году). Музей предпологается разместить на территории Ржищевского индустриально-педагогического техникума. Музей является составной частью создающего с 1999 года под руководством канд. ист. наук М. Ю. Видейко «Археодрома» в районе концентрации памятников эпох энеолита – позднего средневековья между г. Ржищевым и с. Уляники Кагарлыкского р-на Киевской области [11].
    Отделение будет состоять из двух разделов: 1. «Древняя культура населения Южной Киевщины», и 2. «Традиционная культура населения Южной Киевщины XIX – XX ст.». Экспозицию предпологается разместить в трех залах общей площадью 160 кв. м. По типу музейного помещения предусмотрен сквозной маршрут обзора с возвращением к входу при объединенном входе и выходе. Залы №№ 1 - 2 предусмотрены для демонстрации археологического материала, а зал № 3 – для этнологического. Для активизации восприятия посетителем музейной информации археологическую экспозицию планируется сопровождать соответствующим световым, цветовым и музыкальным оформлением (магнитофонные записи традиционной музыки народов Крайнего Севера и Сибири). Предусмотрено также использование записей фрагментов классических произведений выдающихся украинских композиторов, в которых ощущаются реминисценции древней духовной культуры. Полагаем, что для анимации витрины, посвященной славянскому времени, целесообразно использовать музыкальное сопровождение – произведение гениального русского композитора И. Ф. Стравинского – увертюру к «Весне священной» (1911 – 1912), которая была создана в Устилуге (Волынская область).
    В зале № 2 будет раскрываться тема «Древняя архитектура Южной Киевщины». Предусмотрено создание двух диорам, посвященных жилищному строительству трипольской и черняховской культур по материалам исследований С. Н. Рыжова и Б. В. Магомедова двухслойного поселения Рипница 1. В этом зале также будет экспонироваться фрагмент воссозданного интерьера трипольского жилища, макет хозяйственной постройки с черняховского поселения и модель-реконструкция гончарного горна. Диорамы будут сопровождаться манекенами, одетыми в древнюю одежду (реконструкция). Тематические фризы будут выполнены в виде фотопанно, раскрывающих процесс исследования древних поселений.
    В структуре музея предусмотрена этноархеологическая лаборатория, в которой под руководством специалистов будут проходить занятия учащихся и студентов по изучению памятников древнего искусства, консервации, реставрации (А. В. Шиянова) памятников древнего и традиционного быта. Также предусмотрен этноархеологический театр двух видов: кукольный и драматический. Театр будет размещен в зале, предусматривающим вращающуюся сцену. Сценарии для спектаклей рассчитаны на детей дошкольного возраста, школьников и студентов. Мы подготовили следующие сценарии, а также декорации: «Мамонтенок ищет друга», «Откуда обед к нам пришел» (посвящен неолиту), «Путешествие в тысячелетия» (посвящен каменному веку и медно-бронзовой эпохе), «Приключение на озере» ( посвящен неолиту). Для кукольных спектаклей обязательным является использование кукол: кукла-мамонтенок, кукла-горшок, кукла-первобытный охотник и т. д.
    Ведущим в таких постановках является археолог (мальчик или девочка). Кукольные спектакли могут быть в одном или двух действиях, продолжительностью каждого по 20 мин. Эти сценарии рассчитаны на малышей и учеников 1 – 5 класса. Смена декораций в кукольных спектаклях осуществляется путем поворота двусторонней декорации на 180% (рис. 2 – 3). Минимальное количество действующих лиц в драматических спектаклях составляет три лица: археолог (студент) – он же ведущий, девочка и мальчик – школьники. Эти спектакли также могут состоять из двух действий продолжительностью каждого по 40 мин. [12]. Перспективным для развития музейного театра является постановка этнологических пьес с воссозданием языческих праздников восточных славян. Для сценариев этих постановок можно использовать древнеславянские легенды в изложениях Я. Ф. Головацкого, Н. И. Костомарова, В. Гнатюка, Г. Булашева, И. С. Нечуя-Левицкого, О. Воропая. Для музейных спектаклей студенты под руководством педагогов смогут составлять сценарии, изготовлять декорации, костюмы, куклы.
    С целью популяризации первобытной археологии среди молодежи возможно создание в живописной местности с. Вишеньки Бориспольского р-на Киевской области, где в 1980-1990-х гг. д-ром ист. наук, проф. Д. Я. Телегиным и Е. Н. Титовой исследовано многослойное нео-энеолитическое поселение Вишеньки 2 [13], тематического молодежного лагеря – экспериментального центра «Древние рыболовы Киевщины». В этом «вооброжаемом» музее дети и студенты могли бы перенестись в IV – III тыс. до н. э.Основой экспозиции должна стать обобщающая реконструкция жилища эпохи неолита киево-черкасской культуры днепро-донецкой этнокультурной общности. В музее целесообразно экспонировать диорамы. А также разместить «экспериментальные» кабинеты по изготовлению неолитических орудий труда, посуды, одежды. Изготовленные учащимся и студентами под руководством педагогов вещи целесообразно экспонировать в модульных системах витрин.
    Таким образом, при разработке научной концепции и архитектурно-художественного решения экспозиции по истории первобытного общества необходимо учитывать детское восприятие музейной информации. При работе с детской аудиторией в такой экспозиции необходимо использовать различные развлекательные элементы и приемы (сюжетно-ролевые игры, театрализованные действа, спектакли, викторины, олимпиады, мультимедийные программы). Принимая во внимание психо-физиологические особенности детей трех-четырехлетнего возраста, их привлечение к восприятию музейной информации должно происходить очень осторожно. Продолжительность так называемых «сказочных» экскурсий для них не должен превышать 10 – 15 мин.
    Подобные нетрадиционные подходы дадут возможность активизировать процесс восприятия музейной экспозиции по истории первобытного общества разными возрастными категориями детей и молодежи.

    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

    Ссылки:
    1. Benes J. Scenar, scenarista a museum // Muzejni a vlastivedna prace (далее MVP). – 1982. – R. 20. – C. 3. – Praha. – S. 147 – 157; Гнедовский М. Б. Коммуникационный подход в музееведении: теоретические и прикладные аспекты: Дис. в виде науч. доклада…канд. ист. наук. – М., 1994. – 18 с.
    2. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х томах. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 320 с.; Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.:ACADEMIA, 2000. – С. 8.
    3. Музей и школа. Пособие для учителя / Под общей ред. Д-ра ист. наук Т. А. Кудриной. – М.: Просвещение, 1985. – С. 61 – 62.
    4. Пантелеева Л. В. Музей и дети. Художественный музей в эстетическом развитии дошкольника. Книга для педагогов дошкольных учреждений, руководителей изостудий, преподавателей и студентов педагогических учебных заведений, родителей. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 256 с.
    5. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
    6. Матюшин Г. Н. Археология в школе. – М.: Просвещение, 1964. – С. 132 – 135.
    7. Шаповаленко И. В. Формы и функции подражания у детей дошкольного возраста: Автореф. дис… канд. психологических наук. – М., 1988. – С. 16 – 18; Шаповаленко И. В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. – М., 1990. – Вып 6. – 12 с.
    8. Тимашева И. Руками трогать – обязательно ! Выставка для незрячих и слабовидящих посетителей // Мир музея = The World of Museum. – 2002. - № 5. – сентябрь – октябрь. – С. 2 – 5.
    9. Neustupny J. Otazky dnesnigo musejnictvi: Prispevky k obecne a specialni museologi. - Praha : Orbis, 1950 . – S. 111 – 120; Неуступный И. Историческая концепция археологических экспозиций / Межд. Совет музеев. Конференция Комитета музеев археологии и истории 9 – 18 сентября 1970 года. – Л. – М. – 8 с; Jelinek Jan/ Guide to the Exhibition of the Origin and Evolution of Man. – Brno: Anthropos pavilion, 1964. – 36 p.; Jelineki Jan. Ustav Anthropos Moravskeho muzea v Brne // MVP/ - 1968/ - R. VI. – C. 3 – 4. – S. 166 – 168/
    10. Титова О., Кепін Д. Принципи організації “археопарків” // Вісник Українського товариства охорони пам’яток історії та культури. – 2000. - № 1. – С.55 – 62; Кепин Д. Подготовка музейной экспозиции по истории первобытного общества = Preparation of the Museum Exhibition on the History of Primitive Society // Матэрыялы міжнароднай канферэнцыі. Музеі як частка глабальнай інфармацыйнай прасторы = Heritage as Part of Global Information Space. – Мінск – Полацк, 8 – 11 красавіка 2002 г. – С. 141 – 144.
    11. Ржищівський археодром. Археологічні дослідження та експериментальні студії 2000 – 2001 років / упорядник М. Ю. Відейко. – К., 2002. – 96 с.
    12. Соловьева Н. С. Театр тукол для детей. Пособие для кружков художественной самодеятельности. – М.: Всероссийское театральное общество, 1964. – 60 с. ; Копець З. А. Театральне мистецтво в школі. – К.: Рад шк., 1971. – 128 с.
    13. Телегин Д. Я., Титова Е. Н. Поселения днепро-донецкой этнокультурной общности эпохи неолита. – К.: Наук. думка, 1998. – 74 – 75.

    - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

    Об авторе:

    Д. В. Кепин
    (г. Киев, Украина),
    младший научный сотрудник,
    соискатель Центра памятниковедения
    НАН Украины и
    Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

    Научный руководитель –
    канд. ист. наук, доцент Е. Н. Титова




    IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
    Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
    Обновления: 16.08.2017