CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

Некоторые соображения о культурологическом пути развития России.

Сергей Каринский - март 2003

Введение
Громадные просторы России это - пространства "потерянного природного рая" и измученные суетой и однообразием городской жизни состоятельные люди в будущем охотно изменят свой городской уклад на комфортную жизнь в "провинциальной глухомани". Одна из перспективных задач проекта "Гревс в жизни"(Л1) - нахождения путей постепенного создания условий комфортной жизни и дистанционного режима работы (в США назван режимом Телеработы) в самых интересных уголках России(Л2).
Начальный путь - это создание " некоторых бастионов или островков культуры в виде МТМ-триад "( термин расшифрован в III.5 ) недалеко от мест расположения известных исторических и культурных памятников провинциальной России, что уменьшает начальные затраты, сроки создания и окупаемости МТМ-триад(Л1).
Дальнейший путь - это, опираясь на созданные МТМ-триады, искать недалеко от них новые еще не освоенные исторические места расположения забытых памятников религии, культуры и возрождать их и создавать вторичную сеть МТМ-триад, нужную инфраструктуру и осваивать живописные места для работы и комфортного проживания около них, переселившейся туда части жителей городов.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Исторические и философские корни и основы проекта "Гревс в жизни"
Научную базу для культурологического подхода в развитии страны в начале XX века предложил российский философ, историк и краевед Академик РАН Иван Михайлович Гревс(1860-1941) в своей основополагающей работе "Философия путешественности"(Л1), которую далее развил его ученик Н.П. Анциф е еров в своем новом культурологическом местном подходе " Genies Loci(лат) - Дух места ", а далее продолжили эту тему ос последователи его учения: Академик РАН О.И. Генисаретский (Л1) и автор проекта "Гревс в жизни" и данной статьи дтн, профессор МИРЭА Академик Европейской Академии информатизации С.С.Каринский.
Основные положения проекта полностью коррелируются с идеями и философскими взглядами И.М.Гревса. Далее цитата из основополагающей статьи О.И.Генисаретского "Хождение к Святыням:философия путешественности Ивана Михайловича Гревса " (Л1).. "В проекте Петроградского Экскурсионного Института, написанном Гревсом и определявшем его природу и задачи, указывалось, что необходимо разработать "методику экскурсионного дела на разных ступенях школьного курса и для разных целей", и что "объектом своих изысканий и ареною своей деятельности Экскурсионный Институт в будущем и в идеале видит всю Россию".
Проект этот не остался на бумаге или в макете, как произошло, например, с большинством проектов производственников или конструктивистов; за десять лет - с 1918 по 1928 гг. - была создана целая сеть краеведческих и экскурсионных станций, кружков, где велась огромная воспитательная и исследовательская работа. Залог ее успеха был и в том, что с самого начала основания ее были продуманы и прочувствованы не только научно и методически, но и человековедчески. Взгляды И.М.Гревса на общекультурное и художественно-педагогическое значение путешественности - часть целостной философии культуры, имевшей для Гревса не только методологический и мировоззренческий, но и живой культуротворческий смысл. Формулируя от статьи к статье свое понимание путешествий, их образовательно-воспитательных и жизненных возможностей, он видел свою задачу в том, чтобы за повседневной школьной работой, бытом и воскресным досугом не потерялся возвышенный этический и эстетический дух путешественности; чтобы, напротив, энергии этого духа преображали и работу, и быт, и досуг, делая нас ближе к тому замыслу о человеке, который с древнейших времен несла в себе наша культура ".
Суть проекта, следуя идеям И.М.Гревса, в создании на территории страны в местах нахождения культурологических ценностей, сочетающих исторические, духовные, научные и природные богатства Земли Русской, научно-образовательных и информационно-культу рологических Центров ( "МТМ - триад" ) и включение их в специальную информационную сеть, связывающую все "МТМ триад" через Интернет. Для проведения дистанционного образовательного процесса среди Местных ИТ-специалистов и Краеведов/энтузиа- стов (или сокращнно Митскэров) в МНОЦИГ*) разрабатываются программы их обучения основам работы на ПК и в Сети, методам создания цифровых баз данных для информатизации "МТМ-триад" и размещения в специальном портале Сети сайтов удобных для ознакомления и интерактивного взаимодействия в Сети с "МТМ-триадами". Подробно об этом следует ознакомится на сайте - http://www.euroacademee.org/mnocig/index.html [1].
Основные пункты рабочей программы по развитию проекта "Гревс в жизни"
  1. Основной вывод по проекту заключается в выборе и использовании более соответствущей чем Американская особым экономико-социальным условиям России Финской модели (Л3) развития Информационного Общества, где помимо чисто рыночного самопроизвольного механизма экономического развития самые важные роли и функции отводятся управляемому сверху социальному и культурологическому процессу развития информационного общества, опирающемуся на механизмы, апробированные в Финской модели и новые процессы, предложенные в культурологическом проекте "Гревс в жизни". Суть основного процесса заключается в применении государственных рычагов управления для комплексного анализа, выбора группы из N Объектов и выбора для каждого из них своего специфичного направления культурологического и туристического развития. Последующего проведения общего управления комплексной информатизации Объекта (его местного Инфосервисного центра в виде информационной сетевой МТМ-триады( подробно об этом см. п.5 ), заключаещегося в первоначальном создании цифровых банков данных об всех видах местных достопримечательностей(а), культурологических "богатств"(б) и сведений о его туристской привлекательности(в). Последующего размещения информации об Объектах на N сайтах в сети сперва в Рунет и упрощения и формализация процедур интерактивного обмена сообщениями для получения конкретной информации об организации требуемого инфосервиса и выбранного набора услуг и их стоимости.
  2. Для понимания отношений между технологией и обществом важно помнить, что роль государства, тормозящего, ускоряющего или возглавляющего технологическую инновацию, как показано в монографии М.Кастельса(Л2), является решающим фактором всего процесса развития, фактором, организующим и выражающим суть социальных и культурных сил, доминирующих в данном пространстве и времени. Организационно-технической направляющей информационного развития являются сетевые ИТ методы и технические решения, широко используемые и достаточно хорошо апробированные как в экономических системах управления предприятиями и частными фирмами как в системах региональной и государственной власти. А весь комплекс мер должен "гарантировать доступность преимуществ новых технологий, особенно информационных и телекоммуникационных, каждому".
  3. Актуальность культурологического подхода, хорошо коррелируется с возрастающей ролью сферы услуг, перенося её в область использования национальных исторических, культурологических и природных богатств нашего государства. При этом использование новых идей и методов информациональной экономики, хорошо развитых и широко используемых в современном мире, весьма эффективно и актуально для ускоренного построения в России Информационного Общества, путем использования собственного информационно-культурологического пути развития(Л3), в свою очередь основанного на предварительном комплексном анализе экономической эффективности и прогнозируемой долгосрочной рентабельности данного проекта и на этой основе анализа и выбора группы наиболее интересных для интеллектуального туризма исторических мест Земли Русской с выдающимися культурными, духовными и природными богатствами (Л4 и Л5) и создания в каждом из них нового по принципу формирования и размещения на сайтах Рунет и Интернет массива многоплановой информации и многомерной её целевой обработки по выбранным критериям (эффективности/стоимости) индивидуально для каждого Объекта, т.е по существу сетевого многофункционального информационного предприятия.
  4. Проведенный анализ должен убедительно показать возможность получения от реализации проекта "Гревс в жизни" принципиально нового информационного и экономического результата на государственном уровне, обеспечивающего эффективное создание новых условий, постепенно изменяющих и улучшающих весь облик страны, а вслед за тем и - экономическое благосостояние жителей страны, становящейся благодаря этому процессу мировым лидером в области использования информационных технологий для развития туризма или успешного выполнения принятого в проекте девиза, а это может быть и основа новой общенациональной идеи " Россия - центр интеллектуального туризма ",
  5. Этот путь связан с построением и использованием на территории России многофункциональной ячеечной пространственно-распределенной информационной структуры, являющейся частью Рунет с парциальными ячейками - Объектами, оснащенными самодостаточной местной информационной сетевой системой на основе функционально взаимосвязанной триады: " Музей(М) - Туркомплекс(Т) - группа из Местных ИТ-специалистов /краеведов-энтузиастов (автор здесь вводит свой новый термин митскэров (М), в отличие от часто используемого в прессе отрицательного названия ИТ-специалиста - хакеры) "(отсюда формируется знаковая аббривеатура МТМ ) или образования новой многофункциональной информацион ной территориальной структуры части Сети Рунет с парциальными информационны ми ячейками или Объектами, названных автором условным термином - сетевой " МТМ-триадой ",
  6. Инициирование процесса создания на местах сетевых МТМ-триад осуществляется на федеральном уровне специальным координирующим органом в рамках целевой программы работ трех Министерств: Минкультуры, Минэкономразвития и торговли и Минсвязи и информатизации ( в рамках ФЦП "Электронная Россия" ) путем разработки соответствующей комплексной программы и плана работ по созданию нормативных документов и набора типовых информационных систем, а также помощи в организации работ на местах по вводу информации от сетевых МТМ-триад в специальный портал ( например, "Информация от Гревса") Сети Рунет,
  7. Разворачивание процесса ознакомления населения страны с задачами МТМ-триад и с правилами работы в этой Сети, а также широкого предварительного практического апробирования в интерактивном режиме направлений их культурологической деятельности. Ввод в работу первых сетевых МТМ-триад осуществляется путем информирования в СМИ о: начале и режиме их работы, электронных адресах и использования в интерактивном режиме контактов с ними как индивидуальных пользователей Сети так и в режиме двухступенчатого взаимодействия населения через ТФ и почтовые каналы со СМИ, имеющих собственные развитые электронные системы @связи, например, как у такого мощного информационного образования как "Клуб читателей Известий", а через него выхода с запросом или предложением по улучшению содержания и оформления описания сайта по конкретной МТМ-триаде (платного или льготного для членов Клуба) в Сеть МТМ-триад ( например - MTMNet.ru ),
  8. Инициативы в области тематического содержания материалов, деятельности и практических шагов по методам формирования творческого ядра и определения основных направлений внутренней и внешней организации работ сетевых МТМ-триад принадлежат местной организационной группе специалистов, созданной при непосредственном участии местных властей, а работа сетевых МТМ-триад на начальном этапе ведется под их контролем и обеспечивается материальными ресурсами и финансированием со стороны местных властей.
Вместо Заключения: Давайте вместе строить постиндустриальную Россию.
С тем чтобы мечта Дмитрия Сергеевича Лихачевa -
"Россия возродится провинцией"
- была не простой декларацией,
a pеальной движущей силой развития страны.
Резюме из монографии М.Кастельса (Л2) о сути основной триады новой экономики: Постиндустриализм - экономика услуг - информациональное общество.
Классическая теория информациональной экономики ( постиндустриализма ) объединяет три ключевых утверждения и предсказания, которые составляют парадигму, должны быть аналитически четко разделены и содержат следующие выводы:
  1. Источник производительности и роста находится в знании, распространяемом на все области экономической деятельности через обработку информации (Л2,Л4,Л6,Л7).
  2. Экономическая деятельность смещается от производства товаров к предоставлению услуг. За сокращением сельскохозяйственной занятости следует необратимое сокращение рабочих мест в промышленном производстве в пользу рабочих мест в сфере услуг, которые, в конечном счете, должны сформировать подавляющую долю занятости. Чем более развитой является экономика, тем больше занятость и производство должны быть сосредоточены в сфере услуг (Л4,Л5,Л6).
  3. В новой экономике будет расти значение профессий, связанных с высокой насыщенностью их представителей информацией и знаниями. Занятость в менеджменте, потребность в профессионалах и техниках будет расти быстрее, чем в любых других занятиях, и составит социальное ядро нового Информационального Общества. Эти выводы Резюме из книги М.Кастельса полностью коррелируются с положениями проекта "Гревс в жизни" и приводят к поиску и продаже новых форм комплексных услуг, производимых в красивых местах нашей необъятной страны сетевыми многофункциональными предприятиями - "МТМ-триадами"(Л7). А для связи МТМ-триад с Сетью существенно, что в скором времени на рынке появится недорогое техническое техническое средство, представляющее собой мобильный Интернет-терминал: в карманный компьютер интегрирован телефон, поддерживающий интернет-соединение.
  4. Если "Америка - страна эмигрантов" создала свой стиль - воинствующего индивидуализма, то Россия с учетом её истории и традиций произошла из общинного, артельного (колхозного) корня. И пчелиный рой или муравейник - вот природные модели России. Проект ГвЖ предполагает объединить в "рой" единомышленников, талантливых, инициативных людей, владеющих новыми информационными технологиями, но не имеющих возможностей превращать свои творческие, культурологические способности и продукты в товар (Л6, Л7, Л8).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Приложение 1. Адреса основных Вэб-источников по проекту:
Европейской Академии Информатизации (EAI) http://www. euroacademee.org/
и входящего в её структуру Всемирного Распределенного Информационного Университета (WDIU г. Брюссель): http://www.worldbridge.org/ и http://www.widu.ru/
Цели и задачи Международного Научно-образовательного Центра им. Ивана Гревса (МНОЦИГ), а также основные сведения по проекту развития информатизации и экономики страны на культурологической основе - "Гревс в жизни" размещены на сайте: http://www.euroacademee.org/mnocig/index.html
Приложение 2. Работа по созданию в ХМАО новых сетевых предприятий "МТМ-триад" и начало реализации проекта "Гревс в ХМАО" сперва через Рунет, а затем - Интернет. (Выполняется в ХМАО в рамках договора с МНОЦИГ (или другого местного предприятия).
Для привлечения интерес пользователей Сети к богатствам Сибири и развития в ХМАО интеллектуального туризма возможна новая подача исторического материала по открытию Сибири под названием "Коренное отличие варварского Американского и гуманного Российского пути первоначального освоения огромных малозаселенных восточных территорий страны"
Возможен углубленный исторический подход в организации экскурсий и построении экспозиций музеев под условным названием "Открытие Сибири или планета Сибирь", где развиты темы освоения и развития Сибири за пять веков(XVI -XX в.) - процесса, в котором не было истребления коренных народностей ( как это произошло в Америке путем массового удаления местных жителей в резервации, а затем и истребления якобы агрессивных индейцев), а вхождение коренных народов Сибири в состав России и добровольное приобщение их к российской культуре и религии. Разделы этого подхода: Казаки - первопроходцы первой волны, Сибирь - Форпост раскольников-староверов и путь распространения православия в Евразии, Сибирь великая каторжная страна. Советская Сибирь - поле рискованных природных экспериментов. Сибирь - наша жемчужина и территория начала возрождения новой России.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ссылки:
  1. Международный Научно-образовательный Центр им. Ивана Гревса (МНОЦИГ).

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторе:

Сергей Каринский
aвтор проекта "Гревс в жизни",
руководитель МНОЦИГ,
Лауреат Госпремии СССР,
дтн, профессор

E-mail: Кarinscom@mtu-net.ru
Тел.: 215-83-28




IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 25.11.2017