CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

Роль информационных технологий в реализации международных социо-культурных инициатив: Государственный Русский Музей в проекте «Emplacements»

Кононихина О.Н., Люблинский А.Г. - EVA 2002 Moscow

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Государственный Русский музей распространяет свое влияние повсюду. Рекламная компания музея вовлекает зрителей в быстро сменяющуюся череду выставок, презентаций и образовательных проектов. Интернет сайт музея (http://www.rusmuseum.ru) собирает множество пользователей, желающих мгновенно оказаться на виртуальных выставках и увидеть оцифрованные картинки хранящихся в фондах шедевров. Музей использует весь арсенал новейших средств, выпуская интернет-книги (http://center.rusmuseum.ru/InetBookNew/index.htm) создавая форумы для молодежного общения, виртуальные конференции для детей и педагогов, гостевые книги (http://www.guestbook.ru) для пользователей.
Зачастую зритель воспринимает музейную коллекцию опосредованно (через лейблы, плакаты, афиши, баннеры и презентации) и не малую роль в этом процессе играют Интернет и мультимедиа. Став неотъемлемой частью всей информационной деятельности художественного музея, они спровоцировали визуальную зависимость публики в получении уже обработанного, готового материала, который легко усваивается и преобразуется в иные информационные коды и послания. Музейная педагогика ощущает на себе эти изменения и трансформирование привычных представлений о современном художественном процессе. В своей образовательной, просветительской деятельности и социальных проектах она направляет все усилия на то, чтобы создать диалог со зрителем на языке уже действующих форм информационного общения.
Известно, что первыми предприняли попытку художественного осмысления феномена информационного общества деятели современного искусства. Обращение к проблеме в 1960-х годах ознаменовали первые эксперименты пионеров видео-арта Била Виолы и Нам Джун Пайка, составляющих огромные стены из пульсирующих экранов. Затем на смену первым видео-инсталляциям пришли совсем новые способы коммуникации, что привело к рождению медиа-арта и сетевого искусства. В этой нише актуальные художники выбрали для себя роль медиумов (посредников), инициирующих создание сетевых межкультурных пространств. Сегодня музей обратился уже к наработанным современными художниками способам коммуникации со зрителем для реализации своих как просветительских, так социально-адаптационных функций.
Участие детей из малообеспеченных семей совместно с педагогами Русского музея в глобальном международном проекте "Emplacements" демонстрирует новый опыт в социо-культурном пространстве современного музея и ориентирован на исследование феномена совместного детского творчества с актуальными художниками. Он сочетает в себе не традиционные формы постижения детьми произведений современного искусства и дает безграничные возможности для их собственной креативной деятельности.
Художники из разных Европейских стран и России, участвующие в проекте "Emplacements", обратились к объекту архитектурного наследия города (фабрика “Красное знамя” в Санкт-Петербурге), который одновременно является промышленным центром Северной столицы. Данное место для акции было выбрано не случайно. В Европе современные художники уже давно имеют практику осуществления ряда акций социального плана не только в стенах художественных музеев и галерей, но и на территории промышленных комплексов, заброшенных фабрик и заводов, которые превращаются в огромные мастерские, выставочные пространства для показа средового дизайна, экспериментов в области современного танца, инсталляций, хэппиненгов и дигитальных искусств. Так, в Хельсинки (Финляндия) уже давно существует комплекс кабельной фабрики («Kaapeli»), которая была построена в период 1939-1944 годов (архитектор - Waino G.Palmquist), а сейчас наполнена различными студиями, которые притягивают любителей так называемых свободных искусств.
Фабрика "Красное знамя " в Петербурге оказалась необыкновенно притягательной для художников своей легендарной историей и современной жизнью. Ведь до сих пор в ней гудят машины немецкого производства и работают люди, многие из которых были выращены советской идеологией и не мыслят себя в ином качестве. На фабрике хранятся награды и дипломы соцсоревнований и уцелевшие “экземляры” советского женского белья, которые были позаимствованы в прошлом году московскими кураторами для нашумевшей выставки “Память тела”. Фабрика как нельзя лучше подходила для того, чтобы стать эпицентром международных акций, показов и мастер-классов, в которых были бы задействованы дети рабочих фабрики "Красная знамя", не имеющие специальных художественных навыков и знаний об искусстве, но являющиеся непосредственными участниками "внутренней жизни" фабрики.
Романтическая обстановка жизни фабрики, оказалась благодатной для художественных и социальных рефлексий. В распоряжении участников проекта была площадь около 200 квадратных метров в старом фабричном здании, заложенном промышленником Керстеном, и пространство “Силовой станции”, доминанты всего мендельсоновского ансамбля.
С помощью искусствоведа из Русского музея дети рабочих смогли узнать об истории промышленного здания (его архитекторе, времени и этапах постройки), разобраться в особенностях архитектуры фабрики (конструкция, экстерьер и интерьер) и почувствовать образный характер конструктивизма (увидеть "атрибуты" корабля во внешнем облике фабрики). Данный опыт позволил им без особого труда найти на территории фабрики наиболее старые и памятные уголки прошлого, изучить текстильный дизайн дореволюционного, советского и современного периодов благодаря уникальным образцам, хранящимся на фабрике.
Феномен детского творчества наравне со взрослыми русскими и англоязычными художниками на территории фабрики предполагал специальные формы адаптации.
Русские и зарубежные авторы перевоплощались в археологов, откапывающих в слоях драгоценного фабричного грунта различные знаки - свидетельства времени индустриализации, первых пятилеток, цветущего социализма и партсобраний, будь то идеологические флаги и звезды, тельняшки, методические пособия по занятиям изобразительной деятельностью в фабричном детском саду или фрагменты оборудования производства. Любая деталь становилась частью осмысленного с помощью мультимедиа, видео и аудио пространства бывшего цеха и провоцировала реакцию детей, неподготовленных к восприятию такого рода деятельности. Магнетической силой цифровой техники механизм вовлечения детской аудитории в импровизированное действо постепенно начинал работать. При входе на обжитую художниками территорию вместо хлеба да соли зрителей ждал слоеный английский пирог, который норовил отведать каждый. Попав в пульсирующее и завораживающее динамичное пространство, они начинали улавливать до боли знакомые раздражающие шумы в звуковой инсталляции Bardosinetikcube (Сергей Матвеев, Игорь Поцукайло), угадывать свои собственные фото-портерты в ячейках своеобразного архива, составленного Игорем Лебедевым.
Английские художники работали с восприятием ребят, предлагая в своих видео-проекциях на выбор место пребывания и точку отсчета происходящего действа, акцентировав две альтернативы, Санкт-Петербург и Манчестер. Так, группа английских художников "TEA" (Джон Биддалп, Питер Хаттон, Вал Мюррей, Линн Пиллинг), избрав для себя стратегию симуляции, создавала в оконном проеме полную иллюзию английской реальности, чем приводила в замешательство всех собравшихся. С другой стороны, Роксана Пермар показывала видео-инсталляцию с набором рукотворных и фабричных вещей. Она приглашала детей изучить пособие по различным способам шитья и плетения английских мастериц и швей "Красного знамени", появлявшееся на экране телевизоров. Помимо этого, вниманию собравшихся предлагался и французский вариант ручной работы от Франсуаз Дюпре, получивший признание у самых юных посетителей.
Некий рэди-мэйд постдюшановского поколения представлял на выставке Олег Янушевский. Он предлагал всем желающим проделать вместе с ним операцию сакрализации индустриального пространства. Маленький предмет, заключенный в золоченый оклад иконы внутри ограниченного темного пространства прямо в руках превращался в изысканный культ и вызывал детский трепет. Наиболее сильное воздействие на ребят оказывало "кладбище насекомых" Алексея Гарева, составленное из геометрических модулей и колб, наполненных иссушенными тельцами бабочек и мотыльков. Обратившись к экологической проблеме жизни флоры и фауны в задымленном и наполненном фабричными отходами городе, автор тематизировал отношение к проблеме промышленного города.
В результате этого своеобразного диалога языков и культур в междисциплинарном пространстве появились детские произведения, тематизирующие значение исторического места, топографии, “культурного ландшафта” и публичных событий, связанных с жизнью Санкт-Петербурга. Мастер-класс был выбран для диалога как спонтанная и живая форма художественной практики, необходимая для того, чтобы помочь русским детям раскрепоститься и достичь взаимопонимания с иностранными художниками и русскими педагогами. Контакт со "взрослыми" художниками вызывал у юных авторов огромный интерес к художественным экспериментам в области современного искусства и давал им первые навыки в работе с пространством, трехмерными объектами и художественными материалами. Взаимодействие с ними и создание совместных произведений осуществлялось вокруг следующих тем: "Фабрика-корабль" и "Нить Ариадны". Кроме того, были затронуты и многие другие аспекты:
Мастер-класс "Фабрика-корабль" смог осуществить несбывшиеся мечты ребят и представил возможность по-новому увидеть давно знакомые и привычные вещи. Совместно с педагогами и художниками они смогли придумать собственную топографию города (с местами, часто посещаемыми и любимыми) для английских ребят, желающих больше узнать о Петербурге, стать участниками видео-демонстрации и интерактивной игры "Мой / не мой это город" и, в конце концов, сами создать авангардный коллаж. Процесс работы ребят над произведениями фиксировался на цифровых носителях, став еще одним важным экспонатом будущей выставки - свидетельством организованной инициативы. Реализация социально-адаптационного проекта, вплотную связанная с использованием цифровой видео и аудио техники, в завершении была сопровождена созданием презентаций в Интернете и на CD-ROMe, привлекая внимание пользователей к данной проблематике и составляя часть всей информационной деятельности Государственного Русского Музея. А итогом взаимодействия детей и "взрослых" художников стала совместная выставка детей и взрослых, лишний раз продемонстрировавшая творческую раскрепощенность юных художников. Посетившая вернисаж публика смогла убедиться в блестящих результатах творческого диалога между двумя диаметрально противоположными мирами – восприятием детей и видением взрослых.
Итак, по инициативе Центра музейной педагогики и детского творчества стала возможна социальная адаптация русских детей из малообеспеченных семей, помощь в cамоидентификации, введение их в образовательные программы Русского музея и, возможно, в будущем – помощь в создании детского музея на фабрике "Красное знамя".

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторе:

Кононихина Ольга Николаевна
Научный сотрудник Центра
музейной педагогики и детского творчества
Государственного Русского музея

Люблинский Андрей Григорьевич,
н.с. Русского музея,
тел. 313-46-47 Б/зЮ

Государственный Русский музей
Адрес: 191011, Санкт-Петербург,
Инженерная ул. 4
Тел.: (812)313-46-47
Факс: (812)313-41-07
E-mail: oko_18@hotmail.com
www.rusmuseum.ru

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для цитирования:

Кононихина О.Н., Люблинский А.Г. "Роль информационных технологий в реализации международных социо-культурных инициатив: Государственный Русский Музей в проекте «Emplacements»", Cultivate Russia Web Magazine, выпуск 2, февраль 2003.
URL: /mag/issue2/emplacements.asp




IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 30.03.2017