CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

Музейный мир Петербурга

Ольга Черкаева - август 2002

Петербург и музей - город музеев и музей под открытым небом. Эрмитаж и проект "Большой Эрмитаж". Пригородные дворцово-парковые ансамбли и музеи во дворцах города. Музеи-храмы, музей хлеба и детские музеи. Музейное сообщество Петербурга. Использование новейших технологий. Коммерческая деятельность музеев.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Санкт-Петербург - один из немногих городов России, хорошо известных в мире. На протяжении своей 300-летней истории Петербург был наделён многими эпитетами: город называли и "окном в Европу", и "Северной Пальмирой", и "Северной Венецией". До настоящего времени сохраняется безоговорочное признание Петербурга культурной столицей государства. Этим статусом Петербург во многом обязан музеям (учреждениям), но и сам город благодаря уникальной архитектуре часто называют "музеем под открытым небом". Именно поэтому Петербург и его музеи являются первым объектом посещения среди российских городов иностранными туристами.
В массовом сознании слово "музей" часто ассоциируется с Петербургом, а Петербург - с музеями. И эта связь не только ассоциативная, но и историческая: кажется невероятным, но факт - уже на второй год существования города, в 1704 г. начались работы по устройству Летнего сада, проектировавшегося с самого начала как сад-музей с экспозицией скульптуры под открытым небом (работы завершились в 1730 г., до настоящего времени из 250 скульптур сохранилось около 90). Всего лишь через 11 лет после основания Петербурга, в 1714 г. здесь Петром I был открыт первый музей России - Кунсткамера (совр. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого).
Всего в Петербурге на сегодняшний день более 220 музеев, а экспозиционная площадь петербургских музеев по данным на 2000 г. составляет 51466 кв. м. В течение 2000 г. музеями города было проведено 742 выставки [1], за последнее десятилетие XX в. фонды петербургских музеев пополнились более чем на 2 350 000 экспонатов.
Образ современного музейного Петербурга складывается как из старейших и известнейших во всём мире музеев (Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Кунсткамера), так и из новых, нетрадиционных музеев (например, музей сновидений Зигмунда Фрейда обладает только виртуальными ресурсами), которые по форме работы приближаются к культурным центрам и зачастую лишь используют в своём название слово музей. Между этими двумя полюсами существует множество небольших интересных музеев с общепринятой музейной структурой (Конюшенный музей - музей автомобильного транспорта, музей Хлеба и др.).
В Петербурге находится самый крупный музей страны, музей мирового значения - Государственный Эрмитаж, который является заветной мечтой и первым объектом посещения каждого приезжающего в этот город. Эрмитаж не нуждается в представлении: как и другие мировые музеи, он известен за рубежом благодаря различным изданиям, обменным выставкам с музеями, личному знакомству туристов с его коллекциями. Но именно Эрмитаж стал примером для других ведущих музеев мира. Его сокровища теперь доступны широкой публике за рубежом благодаря постоянно действующим выставочным залам в Лондоне, Амстердаме, Лас-Вегасе. Таким образом, начался качественно новый этап музейной коммуникации - ведь количество посетителей, имеющих возможность совершить заграничную туристическую поездку и тех, кто может осмотреть сокровища зарубежного музея в пределах своей страны, несопоставимо. Директор Эрмитажа М.Б. Пиотровский называет эту акцию "хождением в народ". В настоящее время усилия музея направлены на осуществления проекта "Большой Эрмитаж", суть которого заключается в превращении фондов музея в открытые хранилища. Общедоступные фондохранилища будут устроены в помещениях Главного штаба, расположенного на Дворцовой площади напротив Эрмитажа. Для Эрмитажа с его уникальными фондами и статичными в течение многих десятилетий экспозициями получение здания Главного штаба является важнейшим событием вообще и для реализации проекта "Большой Эрмитаж" в частности. В здании Главного штаба будет размещён комплекс, "где воплотится сочетание сугубо академического и культурно-развлекательного "воздействия" музея" [2].
Неотъемлемая часть комплексной программы "Большой Эрмитаж" - использование новейших технологий, "которых нет не только в России, но и за рубежом" [3]. Ведётся работа по созданию Интернет-музея, где будут представлены все имеющиеся в Государственном Эрмитаже экспонаты, создаётся мощный информационно-образовательный центр. В рамках проекта будут открыты профильные музейные магазины - декоративно-прикладной, книжный и музыкальный, а также музейные рестораны с интерьерами и кухней разных эпох. По словам М. Б. Пиотровского, с реализацией комплексной программы "Большой Эрмитаж" Государственный Эрмитаж станет "музеем XXI века".
Наряду с Эрмитажем, главным предметом интереса зарубежных и отечественных туристов являются пригородные дворцово-парковые ансамбли, признанные особо ценной частью культурного наследия - Царское село, Петергоф, Павловск, Гатчина. На сегодняшний день во все этих дворцах почти полностью восстановлены в первозданном виде интерьеры, проводятся выставки уникальных предметов декоративно-прикладного искусства из фондов музеев. С полным правом пригородные дворцы можно считать памятниками отечественной реставрационной школы - дворцовые ансамбли были почти полностью разрушены во время Великой отечественной войны. Благодаря самоотверженному труду и высочайшему мастерству советских реставраторов первых послевоенных десятилетий посетители вновь смогли войти в залы дворцов. Не пострадал от фашистских захватчиков единственный пригородный дворцово-парковый ансамбль - Ораниенбаум. Интересной формой культурно-просветительной работы, получившей широкое распространение в пригородных дворцах-музеях, являются музыкальные вечера. Регулярно проводятся музейные концерты в Гатчине, музыкальные вечера в греческом зале Большого дворца в Павловске. Из последних событий музыкальной жизни особенно следует отметить музыкальный фестиваль "Большой вальс в Павловске", проходивший с 6 июля по 11 августа 2002 г. и посвящённый 225-летию города. В основу фестиваля была положена идея возрождения модных Штраусовских сезонов, проводившихся в Павловске с 1856 по 1866 г.
Традиционные для Петергофа в течение многих лет праздники открытия и закрытия фонтанов привлекают огромное количество посетителей и являются важным событием для всех петербуржцев. В последние годы проводятся действительно грандиозные праздники, продолжающиеся целый день. Так, в 2002 г. в программе праздника открытия фонтанов был фейерверк, выступление костюмированного духового оркестра, "Исторический балет" в костюмах XVIII в., большая концертно-развлекательная программа для детей.
Приведённые примеры показывают, что общим для пригородных дворцов-музеев Петербурга является акцентирование специфики музея, стремление возрождать и поддерживать формы работы с посетителями, уходящие корнями в прошлое и неразрывно связанные с историей дворцов и парков. Высокая степень научной достоверности и максимально возможное соответствие исторической правде отличает петербургские музеи в их разнообразных формах работы с посетителями.
Музеи, о которых рассказано выше, расположены в дворцовых зданиях. Это не случайность - почти все самые известные музеи Петербурга находятся в зданиях дворцов. Можно утверждать, что дворец - своеобразный символ петербургских музеев. Из неразрывного единства дворца и музея складывается цельный образ музейного Петербурга, обособленный внутри музейного мира России. Обилие императорских и великокняжеских дворцов в городе обусловлено столичным статусом Петербурга в 1712-28 и 1732-1918 гг. На протяжении своей истории большинство дворцов имело непосредственное (размещение музея) или опосредованное (наличие коллекции) отношение к музеям. В дореволюционный период в одних были открыты публичные музеи (Императорский Эрмитаж, Императорский Русский музей) или находились ведомственные (Меншиковский дворец, Инженерный замок), в других владельцы демонстрировали лишь избранным непременный атрибут дворца -коллекцию, которая могла иметь мировую известность, как, например, в Строгановском дворце или быть совсем небольшой (Мариинский дворец и др.). После революции все дворцы были национализированы - те, в которых размещались музеи, остались музеями (Эрмитаж, Русский музей), часть превращена в закрывшиеся в 1930-гг. историко-бытовые музеи, большинство передано в распоряжение советских учреждений.
В настоящее время крупнейшими пригородными дворцами-музеями С-Петербурга являются уже охарактеризованные бывшие загородные императорские резиденции, имеющие статус музеев-заповедников (Петергоф, Царское село, Павловск, Ораниенбаум, Гатчина).
В городской черте С-Петербурга музей, оторванный от дворца советской властью, вновь сливается с ним в последнее десятилетие XX в. Филиалами Русского музея стали Мраморный и Строгановский дворцы и Инженерный (Михайловский) замок, вместившие в себя фонды Русского музея. Функционирование дворцов в качестве новых музеев в центре города и непосредственной близости от Эрмитажа и Русского музея сформировало музейный облик Петербурга XXI века. В одних восстановлены интерьеры и экспонируются предметы декоративно-прикладного искусства, в других - художественные экспозиции и выставки.
В последнее время важной и устойчивой тенденцией становится использование дворцов с сохранившимися интерьерами для осмотра экскурсионных групп (Мариинский, Белосельских-Белозерских, Юсуповкий и др.). Органы власти и другие учреждения, расположившиеся в дворцовых зданиях, определяют совместно с представителями музеев или экскурсионных бюро возможное (как правило, вечернее) время экскурсии по дворцу, не нарушающее обычный распорядок работы организации.
Второй отличительной чертой музейного Петербурга, наряду с дворцами, являются музеи-храмы, имеющие статус музея-памятника. Первым таким музеем стал в 1937 г. Исакиевский собор (1818-58, арх. О. Монферран), в 1970-е гг. в качестве филиалов ему были переданы Сампсониевский собор (1729-40, арх. неизвестен), и Спас-на-крови (1883-1907, арх. И. Макаров, А. Парланд). После длительной реставрации, только в конце 1990-х гг. оба музея открылись для посетителей.
Особенно привлекает туристов "Спас-на-крови" (храм Воскресения Христова), построенный в неорусском стиле на месте смертельного ранения террористами императора Александра II 1 марта 1881 г. Фасады храма и колокольня украшены мозаичным панно, в интерьере храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды (общая площадь мозаик церкви 7050 кв м). "Спас-на-крови" - не только единственное в стране собрание произведений русского мозаичного искусства, но и шедевр мирового значения. В плане взаимодействия музея и церкви Петербург является образцом для других регионов - острый вопрос права собственности на здание решается либо путём использования музеев-храмов православной церковью для праздничных богослужений несколько раз в год (Исакиевский собор), либо расположением в помещении и постоянно действующего храма, и музея (Казанский собор).
При попытке создать запоминающийся облик музейного Петербурга через призму его особенностей, во-первых, неразрывную связь дворцов и музеев, во-вторых, наличие уникальных музеев-храмов, всё же необходимо сказать несколько слов и о других интересных музеях города. Здесь находится единственный в России музей Хлеба с уникальной коллекцией около 14 тыс. экспонатов (основан в 1991 г.). Экспозиция музея рассказывает об истории хлебопечения в Петербурге с его зарождения до настоящего времени посредством необычных экспонатов - образцов выпечки и форм для неё, а также утвари и инструментов, документов и кулинарных книг.
Заслуженной любовью и популярностью пользуются в Петербурге у юных посетителей детские музеи, такие как Детский исторический музей, Общественное объединение "Музей детского творчества", музей Игрушечных друзей. Детские музеи развиваются в Петербурге в русле общих тенденций развития детских музеев в России, получивших импульс с начала 1990-х гг. Сотрудники Детского исторического музея видят свою задачу в формировании у детей исторического сознания посредством воссоздания интерьеров фотоателье, старинной гостиной и др. и проводят около 20 экскурсий-занятий ("Прабабушкин дневник", "История России в лицах" и т. д.). Музей детского творчества ставит своей целью пропагандирование детского творчества и поддержку одарённых детей, в его фондах - детские работы известных художников и музыкантов, детские работы довоенного времени.
Музейный мир Петербурга состоит не только из музеев, но и из людей, которые музеями руководят и открывают новые, комплектуют и изучают фонды и проводят экскурсии - словом, из музейщиков-профессионалов. Жизнь музейного сообщества протекает в Петербурге насыщенно и интересно. В городе проводятся ежегодные научные и юбилейные музейные конференции, а также межмузейные семинары и международные конференции. Важное место в жизни музейного сообщества России занимает Межрегиональный творческий союз музейных работников С-Петербурга и Ленинградской области, образованный в 1989 г. и объединяющий 37 музеев города и 27 музеев области. В рамках деятельности союза были проведены межмузейные выставки "Мифы и легенды петербургских музеев", "Дорога к победе", "300 лет Российскому флоту", а также выставки из фондов отдельных музеев - Эрмитажа, Русского музея, Этнографического музея, музея-заповедника "Петергоф". С 2000 г. союз издаёт газету "Все музеи" и поддерживает созданный им в том же году Интернет-ресурс "Музеи С-Петербурга и Ленинградской области".
В сфере электронных ресурсов музеи Петербурга, как и Москвы (в этих городах сосредоточено 50% всех компьютеров), лидируют. Первая база данных была создана в Государственном Эрмитаже ещё в 1976 г., в том же году приступили к созданию базы данных в Русском музее. Эрмитаж первым среди отечественных музеев ввёл мультимедиа средства для популяризации своих коллекций. В настоящее время абсолютное большинство музеев города имеет свои сайты в интернете или представляют себя в портале "Музеи России".
В заключение необходимо сказать несколько слов о способности петербургских музеев полноценно функционировать в современных условиях и об их умении зарабатывать средства на существование. Обеспечивание дополнительного финансирования при постоянном дефиците государственного бюджета является немаловажным фактором для удовлетворения насущных музейных нужд - поддержания сохранности музейных зданий и интерьеров, пополнения музейных фондов, повышения заработной платы сотрудникам.
Крупнейшие музеи С-Петербурга - Эрмитаж, Русский музей, Царское Село, Петергоф показали на своём опыте возможность привлечения в музей значительных внебюджетных средств. Несомненно, в сфере музейного менеджмента петербургские музеи находятся вне конкуренции. Так, в Павловске впервые в России (имеется в виду период после 1917 г.) было организовано "Общество друзей музея" (1990). Эта форма финансовой поддержки музея, столь распространённая за рубежом, но забытая за период Советской власти в России, была воспринята прежде всего петербургскими музеями - вслед за Павловском такие общества появились при Эрмитаже, Русском музее, музеях Ленинградской области, а затем уже и в музеях различных регионов страны.
Значительный доход музеи города получают благодаря введению нетрадиционных форм работы с посетителем. Например, в Царском Селе желающим предоставляется возможность посещения Екатерининского дворца по эксклюзивной программе, а после осмотра дворцов и парков музея-заповедника воспользоваться услугами школы верховой езды и ресторана "Царскосельский презент". Петергоф знаменит своими вертолётными экскурсиями над городом и фонтанами, причём наиболее отважные экскурсанты, ознакомившись с достопримечательностями с высоты птичьего полёта, могут даже совершить прыжки на парашютах. В качестве развлечения за отдельную цену предлагается рыбалка в секторальных прудах Нижнего парка, откуда доставлялась рыба к императорскому столу и услуги по приготовлению пойманных осетра или форели. Многие музеи получают доход путём размещения рекламы на своей полиграфической продукции, предоставляют помещения для проведения научных и культурных мероприятий, а в Царском Селе можно получить лицензию на копирование экспонатов.
Необычайно разнообразен музейный мир Петербурга - здесь и первый музей России с историей почти в три столетия, и десятки молодых его собратьев, едва насчитывающих десятилетие; и самый крупный в стране государственный музей, и известные только узкому кругу любителей маленькие частные. А люди этого интереснейшего музейного мира готовятся сейчас к празднованию 300-летия города, которое состоится в следующем году. Их задача - достойно представить свой музей на юбилейных торжествах, показать как историю города через МУЗЕЙ, так и неразрывную связь МУЗЕЯ и великого города.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ссылки:
  1. Cундиева А., Каулен М., Чувилова И. (2001) Деятельность музеев на рубеже тысячелетий (Аналитический обзор).(М, ГИВЦ МК РФ)
  2. "Мир един, пока в нём есть искусство". Беседа Юлии Кантор с директором Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровским (2001). Мир музея 5, 2001, 7-8.
  3. "Мир един, пока в нём есть искусство". Беседа Юлии Кантор с директором Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровским (2001). Мир музея 5, 2001, 7-8.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторе:

Черкаева О. Е.
кандидат культурологии
старший научный сотрудник сектора музейной энциклопедии
Российского института культурологии.

Год рождения - 1969, закончила кафедру музееведения С-Петербургского университета культуры и искусств. Сфера научных интересов - история музейного дела немецкоязычных стран.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для цитирования:

Черкаева О.Е. "Музейный мир Петербурга", Cultivate-Russia Web Magazine, выпуск 1, 2002
URL: /mag/issue1/spb.asp






IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 18.12.2017
ph метр · http://www.westrem.ru/zaklinanie-na-casino заклинание на казино!