CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

Культурный туризм, музеи и Интернет

Кирилл Засечкин

Музеи известны еще с времен расцвета Египта, т.е. около 3500 лет назад, но вот только за последние 100 лет образ музея стал постепенно приобретать новые черты. Из складов экспонатов, доступных лишь посвященным, музеи стали превращаться в своеобразные центры ненавящевого образования и "умственного" досуга, т.е. музеи повернулись лицом к посетителям. Одновременно с этим процессом происходит шквалоподобное появление новых информационных технологий, таких как компьютеризация и Интернет, которые с успехом внедряются во все сферы человеческой деятельности. Не обошли стороной они музейное дело.
На стыке музейной сферы и Интернет по всему миру стали возникать разнообразные сетевые организации, решающие общие задачи. От простейших - реклама услуг и разнообразный сервис, до более глобальных предоставление доступа к информации о культурном наследии страны или нации.
Российская Сеть Культурного Наследия - глобальный проект, основные цели которого:
За 5 лет своего существования РСКН сделал ряд проектов в числе которых Интернет порталы "Музеи России" (www.museum.ru), "Зоопарки России" (www.zoo.ru), "Архитектура Росси" (www.archi.ru), а так же Музейный Форум, Всероссийский Реестр музеев, Музейному профессионалу, Интернет Лекторий и т.д.
Остановимся подробнее на Интернет портале "Музеи России", точнее на Культурном Туризме в приложении к Интернет и музейной среде.
Культурный Туризм. Музеи. Инетрнет.
В свете становления демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.
Существует много определений понятия "культурное наследие". Одно из них гласит, что культурное наследие есть отображение взаимодействия человеческого сообщества и природной среды. Культурный туризм, в отличие, например, от туризма спортивного или пляжного, направлен на освоение культурного наследия, исследование жизненного опыта других людей, их обычаев, интеллектуальных и творческих достижений.
Сегодня, когда человечество вступает в эпоху Информационного общества, резко возросли требования к характеру и полноте доступной информации. Поясню свою мысль примером из области культурного туризма.
В годы советской власти Россия была страной полуоткрытой. Весь международный туризм в СССР был монополизирован двумя организациями - "Спутником", работавшим со странами социалистического лагеря, и "Интуристом", обслуживающим весь остальной мир. Зарубежные туристы, прибывавшие в Россию, двигались по узким тропам, проложенным между закрытыми городами и полузакрытыми районами. Эта система рухнула и восстанавливать ее нет смысла. Нужно создавать нечто новое, соответствующее реалиям сегодняшнего дня.
Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? - Вне зависимости от того делает эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.
Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме - одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.
Существует распространенное заблуждение: "У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические... Почему же к нам туристы не едут?". Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.
Поясню эту мысль простым примером: автомобильное шоссе - не является памятником истории и культуры, но оно - важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.
Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта.
Понятно, что для точного определения параметров культурного ландшафта требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратится на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации - нечего предложить инвестору, нет инвестиций - нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры - не едут туристы, нет туристов - огромные потери в виде неполученной прибыли.
Единственный способ прорвать этот порочный круг - централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять: существующую инфраструктуру, памятники архитектуры, музеи.
При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.
Основой, на которой будет развиваться проект, станут сервера "Музеи России" и "Архитектура России". На сегодняшний день - это доступные базы данных: 2500 музеев, 1500 памятников архитектуры, 450 туров и 3800 экскурсий, 500 сайтов по культуре, интерактивные карты, новости культуры и афиша и т.д. На первом этапе представляется целесообразным, взяв за основу базы данных музеев и памятников архитектуры, развивать их в направлении выявления: 1.фокусных точек внутри музея (отдельные объекты и группы объектов, наиболее привлекательные для туристов). 2. Фокусных точек вне музея (знаменитые памятники архитектуры, истории и др., которые могут быть включены в маршрут) 3. Инфраструктуры туризма
Практические результаты выполнения первого этапа проекта станет создание открытой в мировое информационное пространство базы данных, предназначенной для: туристов, тур-операторов, специалистов, инвесторов, администрации.
На втором этапе развития проекта можно будет осуществить:
  1. Разработку форматов и стандартов описания для полной каталогизации культурного ландшафта.
  2. Модельный проект на материале отдельного региона и его апробация.
  3. Создание механизма тиражирования проекта и его апробация.
  4. Формализация технологии каталогизации культурного ландшафта.
Экономические и социальные выгоды, ожидаемые от предлагаемой работы, едины для России и Европейского Сообщества.
В более широком смысле можно сказать, что в числе ожидаемых результатов реализации проекта - внедрение новых информационных технологий в практику разработки и согласования национальных и региональных культурных политик, программ и проектов, что скажется на оптимизации финансовых и др. затрат как со стороны отдельных государств, так и со стороны международных организаций. Проект будет содействовать развитию демократических начал и общих гуманитарных оснований для прямого культурного взаимодействия между региональными сообществами России и европейских государств. Это представляется важным для развития комфортной и продуктивной для всех членов Европейского Сообщества атмосферы сотрудничества и кооперации в целях устойчивого прогрессивного развития каждого Европейского государства и Европы в целом.
Поставленные цели являются общими и служат развитию всей области культуры и индустрии туризма. Работы по формированию сети не под силу одному или нескольким коллективам. Находясь в начале серьезной работы, я призываю единомышленников объединить усилия по осуществлению намеченных целей.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторе:

Кирилл Александрович Засечкин
президент Российской Сети Культурного Наследия    http://www.RCHN.org.ru
зам. дирекора Гос. Дарвиновского Музея      http://www.darwin.museum.ru
директор проекта "Cultivate-Russia"        http://www.cultivate.ru
директор портала "Культура России"         http://www.russianculture.ru
руководитель портала "Музеи России"       http://www.museum.ru
KirNas@museum.ru

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для цитирования:

Засечкин, К. "Культурный туризм, музеи и интернет", Cultivate-Russia Web Magazine, выпуск 1, 2002


В статье использованы материалы, предоставленные А.В.Лебедевым.



IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 27.05.2017