CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

РОССИЙСКАЯ МУЗЕЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: год с читателем

Аннэта Сундиева - август 2002

Статья посвящена истории создания Российской музейной энциклопедии, дающей представление о российских музеях за весь трехсотлетний период их существования, о музейных коллекциях и памятниках культуры, о становлении и развитии музейного дела в России как части отечественной культуры. Автор характеризует содержание и особенности книги, дает общую оценку этому крупнейшему музееведческому изданию, рассказывает о том, чем оно может привлечь внимание российских и зарубежных читателей - музееведов, музейных работников, коллекционеров, любителей старины, туристов. Публикация подготовлена к годовщине выхода энциклопедии в свет.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Год назад на полках книжных магазинов Москвы, а затем и других городов страны появилось двухтомное издание - "Российская музейная энциклопедия".
Идея создания музейной энциклопедии в России родилась еще в начале 1980-х гг., когда так называемый "музейный взрыв" шел на спад, но музей продолжал оставаться в центре внимания общества. Ядром авторского коллектива и его организующим центром стал специально созданный в 1986 г. в Российском институте культурологии сектор музейной энциклопедии.
Но энциклопедия не стала узковедомственным изданием, в ее подготовке приняли участие более 800 музейных работников - авторов статей о своих музеях, и широкий круг специалистов из Москвы и Петербурга - музееведов, историков, источниковедов, искусствоведов, археологов, ученых-естественников. Среди них - ученые со степенями и званиями, академики, директора крупнейших музеев, преподаватели вузов. Председателем редакционной коллегии стал член президиума Российской Академии наук В.Л. Янин.
Процесс подготовки энциклопедии к изданию перерос в многолетнее исследование в области истории и теории музейного дела. Многие факты устанавливались или перепроверялись по первоисточникам и впервые вводились в научный оборот. Даже в кратких терминологических статьях мы пытались не просто сформулировать то или иное понятие, но по возможности выяснить, когда оно появилось и как трансформировалось в дальнейшем.
Известный музеевед и издатель популярных справочников музеев мира Кеннет Хадсон, в свое время справедливо негодовал, не понимая, почему Россия не может опубликовать список своих музеев. К нашему глубокому и искреннему сожалению, он совсем немного не дожил до появления "Российской музейной энциклопедии", в которой с разной степенью подробности представлены сведения о примерно тысяче российских музеев, а упомянуты более 5000 музейных учреждений. Музейный указатель, которым завершается книга, является наиболее полным списком музеев, когда-либо существовавших на территории России.
Энциклопедия содержит очерки о возникновении и развитии музейного дела в каждом из 89 российских регионов. Они несут важную смысловую нагрузку, позволяя сравнить общее и особенное в каждом регионе, и значительно облегчают поиск нужной информации, особенно когда точное название музея читателю неизвестно. Кроме того, именно в этих очерках наряду с известными всему миру музеями и хранимыми в них шедеврами, впервые представлены сотни малоизвестных или совсем неизвестных музеев и памятников. Многочисленные иллюстрации, многие из которых выполнены специально для данного издания, дают возможность зримо представить богатство и многообразие музейных собраний.
В России давно не появлялись издания, посвященные новому решению терминологических или других важных теоретических проблем музееведения. Энциклопедия включает крупный блок статей о важнейших музееведческих понятиях, таких как "Музей", "Музееведение", "Музейный предмет", "Памятник". Специалисты получили выверенные дефиниции и указания на дискуссионные моменты; широкая читательская аудитория узнала о том, какими особыми свойствами должен обладать предмет, чтобы заслужить право размещения в музейных стенах и какой долгий путь он при этом проходит. Рассказ о крупнейших музееведческих центрах позволяет представить, как музееведение формировалось в самостоятельную научную дисциплину и где сегодня можно получить музееведческое образование. Специальные статьи повествуют о разнообразии типов музейных учреждений, об особенностях деятельности каждой исторически сложившейся группы музеев, об основных направлениях музейной работы.
О сложных научных проблемах авторы старались рассказать в простой и доступной форме. Но каждая статья заканчивается небольшим списком литературы. Энциклопедия содержит самую полную на сегодняшний день музееведческую библиографию (несколько тысяч наименований), которая позволяет всем желающим познакомиться с любым из обозначенных сюжетов с максимальной полнотой. Названия редких, малотиражных, ведомственных изданий были выверены, уточнены и унифицированы.
Один из самых интересных разделов энциклопедии посвящен музейным коллекциям. Именно он дает представление о той самой драгоценной части культурного наследия, которая принадлежит всей нации и хранится в музеях страны. Статьи рассказывают об отдельных шедеврах и истории формирования крупнейших коллекций, об особых условиях хранения, которые вырабатывались для каждой группы коллекций веками, о том, как коллекции изучаются и представляются публике и многое другое.
Почти триста статей в книге рассказывают о людях, которые создавали музеи, формировали, хранили и изучали музейные коллекции - о музейных работниках, ученых, реставраторах, коллекционерах, меценатах. Благодаря этим статьям энциклопедия стала не сухим и отвлеченным повествованием об одной из научных дисциплин, а рассказом о живой, увлекательной и благородной деятельности.
Энциклопедия содержит и материалы, касающиеся зарубежного опыта, что открывает возможность сопоставления явлений отечественной и мировой практики в сфере музеологии.
Российская музейная энциклопедия - не типичное справочно-информационное издание, и не просто справочник о музеях. Вся предшествующая литература, включая самые крупные и фундаментальные труды, значение которых велико и бесспорно, исследовала отдельные проблемы или этапы развития музеев. Энциклопедия, впервые представив музейное дело России в целом и за весь исторический период его существования, дала возможность осмыслить его на принципиально ином уровне как музейный мир огромного государства. Этот образ сформировался постепенно и стал ключом к осмыслению музейного дела как особой сферы культурной деятельности.
Как всякая энциклопедия, издание обращено, прежде всего, к широкой аудитории. Мы надеемся, что для неискушенного читателя книга станет ключом к постижению музейного мира, что он испытает гордость за культурные ценности, хранимые в музеях страны. Мы хотели бы, чтобы читатель музейной энциклопедии стал постоянным музейным посетителем.
Страна наша огромна, а тираж книги сравнительно невелик (6000 экз.), и поэтому еще не все читатели, в том числе и музейные работники держали ее в руках. Но для многих профессионалов она уже стала настольной книгой. Музейные работники остро нуждаются в музееведческой литературе, особенно не хватает им сегодня обобщенного и систематизированного знания о музейном мире. Оно необходимо и тем, кто готовит музейные кадры в вузах страны, и начинающим музейным работникам, овладевающим музейной профессией, и опытным сотрудникам, создающим новые экспозиции и музеи.
Богато иллюстрированная и одетая в красочную суперобложку, книга сразу привлекла внимание библиофилов и участников книжных ярмарок. Ее распространение по России оправдывает самые оптимистичные прогнозы книгоиздателей. "Российская музейная энциклопедия" стала лауреатом конкурса "Лучшая книга года", проводимого Ассоциацией книгоиздателей России. Она отмечена на Международной книжной ярмарке в Петербурге.
Издание, выход которого выявил серьезные пробелы в системе музееведческих знаний, стимулировало появление в стране новых книг и исследований, учебных пособий, детских и региональных энциклопедий. Постепенно мы осознали также предел возможностей традиционных книжных изданий, которые при всех усилиях не в состоянии отразить изменчивость и подвижность динамично развивающегося музейного мира. "Российская музейная энциклопедия" подвела итог развитию музейного дела России в ХХ веке. В ХХI веке мы надеемся продолжить работу и создать электронную и сетевую версии энциклопедии, постоянно расширяя, изменяя, дополняя материал, обобщенный в книге.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ссылки:
  1. Российская музейная энциклопедия, (2001) т. 1-2 (Москва, изд.:"Прогресс", РИПОЛ КЛАССИК).
  2. Завьялов, С.М., и др. (2001) Презентация проекта мультимедиа-версии Российской музейной энциклопедии, …EVA 2001 Москва…: конференция 3-8 декабря, 2001, Москва.
  3. Сундиева, А.А. (2000) Первая музейная энциклопедия в России. Россия и современный мир 3(28), 2000, 218-221.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторе:

Аннета Сундиева
зав. сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии
кандидат исторических наук
Адрес:109072, Москва, Берсеневская набережная, д. 20
Тел. (495) 959 09 43
www.rik.ru
RME@museum.ru

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для цитирования:

Сундиева Аннэта "РОССИЙСКАЯ МУЗЕЙНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: год с читателем",
Cultivate-Russia Web Nagazine, выпуск 1, июль 2002
URL: /mag/issue1/Rme.asp




IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 30.03.2017