" Cultivate-Russia Web Magazine
    CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

Международные конференции EVA:
культура и технологии информационного общества

Н.В. Браккер и Л.А. Куйбышев - сентябрь 2002

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

6 декабря 2001 года в Центральном Доме журналистов проводилась пресс-конференция, посвященная международной конференции EVA2001 Москва. Прямая Интернет-трансляция осуществлялась компанией Интернет-мост. В пресс-конференции приняли участие доктор Джеймс Хемсли (фирма Вазари, Великобритания), автор идеи и организатор конференций EVA с 1990 года; Леонид Куйбышев, председатель оргкомитета конференций EVA Москва; Надежда Браккер, председатель программного комитета конференций EVA Москва; Наталья Пантелеева, директор по маркетингу компании Activision; Юрий Пластинин, директор мультимедиа-издательства АРТИНФО; Антон Лагутин, научный сотрудник лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии и Наталья Бледнова, заведующая отделом новых информационных технологий кемеровского областного музея изобразительных искусств.
Международные конференции EVA и проект EVA Networking (EVAN)
Проект Европейской Комиссии EVAN (Electronic Imaging & The Visual Arts Networking) является логическим продолжением проектов EVA Cluster I и EVA Cluster П, которые были реализованы в 3-й и 4-й рамочных программах Еврокомиссии. В рамках этих проектов проводились конференции EVA (Electronic Imaging & the Visual Arts) - "Электронные изображения и визуальные искусства", организуемые фирмой VASARI Enterprises (Великобритания) по поручению и при финансовой поддержке Комиссии Европейского Сообщества.
История конференций EVA началась в 1990 году с первой конференции в Imperial College в Лондоне. Это было связано с решением Европейской Комиссии начать финансирование научно-исследовательских проектов по разработке новых технологий для сферы культуры, в том числе проекта ВАЗАРИ. В начале 90-х годов конференции EVA стали проводиться в странах - членах Европейского Сообщества: в Великобритании, Италии, Германии. В 1998 году EVA впервые вышла за пределы Западной Европы - это была EVA в Японии (Гифу), которая собрала около тысячи участников. А затем, в октябре того же 1998 года Центр по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры России (Центр ПИК) организовал первую международную конференцию EVA в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. В следующие годы EVA побывала и на американском континенте: Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Монреаль принимали у себя международную конференцию по проблемам электронных изображений и визуальных искусств. Сейчас каждый год проходит 6 - 8 конференций в разных странах мира, из них четыре основные конференции в Европе. Каждый год начинается с конференции в Италии (Флоренция) в марте, затем в Великобритании (в Лондоне, Кембридже, Эдинбурге или Глазго) в июле, в Германии (Берлин) в ноябре, и завершается год декабрьской конференцией в Москве.
2002 год традиционно начался мартовской EVA во Флоренции, а затем была первая EVA в Китае в рамках форума EURO-СHINA, первая EVA в Киеве, юбилейная 50-я EVA в Лондоне в июле. В ноябре будет EVA в Берлине, возможно, добавится первая конференция в Праге, и затем юбилейная 5-я EVA в Москве.
Из выступления доктора Джеймса Хемсли на пресс-конференции: " EVA Москва - самая большая в Европе по количеству участников и, что важнее, самая лучшая по широте тематики, глубине и качеству представляемых докладов".
В последние годы темы конференций становятся значительно шире, чем традиционное название Electronic Imaging & the Visual Arts и включают общие вопросы использования новых технологий в культуре и искусстве, конкретные проекты и разработки, проблемы прав на интеллектуальную собственность, проблемы образования, международное сотрудничество, программы и проекты Комиссии Европейского Сообщества.
Международные конференции EVA 2001 и 2002 года организуются в рамках проекта EVAN. Этот проект относится к мерам поддержки основных научно-исследовательских проектов программы "Технологии Информационного Общества и имеет основной целью содействие в достижении устойчивого лидерства Европейского Сообщества в исследованиях, разработках и внедрении новых информационных и коммуникационных технологий для сохранения, исследования, популяризации культурного и научного наследия и обеспечения широкого доступа к нему.
В рамках проекта планируется:
В рамках проекта EVAN в 2001 году прошли конференция в Италии (во Флоренции), в Шотландии (Эдинбург-Глазго), в Германии (Берлине), в Польше и в России. В апреле 2002 года прошла первая конференция EVA в Китае. В июле 2002 года EVA отмечает юбилей - в Лондоне будет 50-я EVA. Отмечает юбилей и EVA Москва - в декабре 2002 года в Государственной Третьяковской галерее пройдет 5-я московская EVA.
Московские конференции EVA
Международные конференции EVA в Москве проводятся с 1998 года ежегодно. Первая московская конференция EVA пробивала себе дорогу с большими трудностями. Идея о проведении конференций EVA в Москве, была предложена специалистами Центра ПИК ещё летом 1996 года, но от идеи до воплощения прошло два года. В тот момент это определялось не только экономическими, но и политическими причинами. Однако уже первая Московская EVA, проведенная осенью 1998 года, доказала свою необходимость и жизнеспособность. В дальнейшем на её пути возникали такие, на первый взгляд, непреодолимые трудности, как дефолт, внутриполитические и международные потрясения, и временами казалось, что очередную конференцию организовать нет никаких шансов. И все же в декабре 2002 года состоится юбилейная 5-я международная конференция EVA2002 Москва.
Из выступления Леонида Куйбышева на пресс-конференции: "Наша первая попытка завязать международные контакты - это участие в конференции EVA в Лондоне в 1996 году. Это была крупная, хорошо организованная конференция, сопровождавшаяся выставкой. Мы выступили с докладом о состоянии информатизации сферы культуры в России и привезли с собой 16 мультимедийных CD-ROM по культуре, выпущенных издательствами АРТИНФО, КОМИНФО, ИНТЕРСОФТ и другими. Это были первые мультимедийные издания по культуре в России. Нам любезно предоставили возможность продемонстрировать эти диски на выставке. В то время в Европе было мнение, что Россия безнадежно отстает во всем, что связано с новыми технологиями в культуре, поэтому наши диски произвели настоящий фурор. Именно поэтому во время заключительного обсуждения итогов конференции и родилась мысль о проведении конференции EVA в Москве. Так как конференции EVA организуются при поддержке Комиссии Европейского Сообщества, а Россия не является членом Европейского Сообщества, то организация конференции в Москве вызвала определенные трудности. Но интерес к России вообще и к новым технологиям в культуре России в частности в то время был очень велик, поэтому во время конференции EVA'97 в Брюсселе было принято решение об организации международной конференции EVA в Москве в 1998 году, и это решение было поддержано грантом Комиссии Европейского Сообщества".
Московские конференции ставят перед собой две глобальные цели.
Первая - международная: с одной стороны, ознакомить иностранных участников с российским культурным наследием, научно-техническим потенциалом, уровнем разработок и внедрения новых технологий в сфере культуры; с другой стороны, ознакомить российских специалистов с политикой Европы в сфере технологий информационного общества, с программами и проектами Комиссии Европейского Сообщества, способствовать международному сотрудничеству, а также полноценному и полноправному участию России в мировых информационных процессах.
Вторая цель связана с взаимодействием разных отраслей культуры России - музеев, галерей, библиотек, архивов, органов охраны недвижимых памятников. EVA - это удобная площадка для обсуждения общих проблем информатизации, инициации новых проектов по взаимодействию и интеграции информационных ресурсов.
Из выступления доктора Джеймса Хемсли на пресс-конференции: "Важная особенность конференций EVA в Москве - это объединение специалистов из учреждений разных типов (музеев, галерей, библиотек, архивов) вокруг проблем технологий и культуры, т.к. границы между странами часто преодолеваются легче, чем психологические границы между специалистами разных ведомств".
В работе конференций принимают участие специалисты сферы культуры и науки России и иностранные специалисты, представители Комиссии Европейского Сообщества, Министерства культуры и Министерства промышленности, науки и технологий России, представители региональных администраций, электронные издательства, разработчики программного обеспечения, производители и распространители оборудования, представители средств массовой информации.
Во время работы конференций ежегодно организуется выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве и образовании". На выставке представляются российские мультимедиа CD-ROM, DVD-ROM, Интернет-сайты, видеофильмы, программное обеспечение, оборудование. Иллюстрированный электронный каталог выставки на русском и английском языках размещается в Интернет.
Конференция традиционно поддерживается Министерством культуры и Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Российским фондом фундаментальных исследований. С 2000 года московская EVA получила поддержку Института "Открытое общество" (фонда Сороса - Россия). Начиная с первой московской конференции 1998 года Государственная Третьяковская галерея стала домом EVA.
Из выступления Леонида Куйбышева на пресс-конференции: "Директор Государственной Третьяковской галереи В.А. Родионов сразу понял значение такой конференции, ее объединяющую силу, важность преодоления ведомственных границ, перспективность новых технологий для сферы культуры и предложил проводить международные конференции EVA Москва в ГТГ".
Компания Activision обеспечивает конференцию и выставку проекционным оборудованием, а также показывает на выставке свои новинки. Например, на выставке EVA в 2000 году впервые в России был показан голографический проекционный экран. Компания Activision предоставляет участникам EVA Москва скидки при покупке оборудования.
Из выступления Натальи Пантелеевой на пресс-конференции: "Хочу прежде всего поблагодарить организаторов конференции EVA Москва за то, что они пригласили компанию Activision участвовать в конференции в качестве технических спонсоров. На самом деле было понятно, что там собирается профессиональная аудитория специалистов, которые заинтересованы в нашей технике, в технике отображения информации. У нас появилась замечательная возможность показать оборудование тем специалистам, которые могут грамотно использовать его у себя в музеях для оборудования залов, для организации экспозиций и для выездных мероприятий, поэтому это с самого начала было взаимовыгодное, взаимно интересное сотрудничество. Мы были готовы предоставить все необходимое оборудование для проведения конференции, и в то же время показать новинки. Мы очень довольны этим сотрудничеством и надеемся, что и в дальнейшем будем работать вместе".
Информационную поддержку и хостинг сайта EVA Москва (www.evarussia.ru) предоставляет мультимедийное издательство АРТИНФО. Сотрудничество Центра ПИК и АРТИНФО началось еще в 1996 году, когда 2 диска из серии "Компьютерная коллекция современного искусства" издательства АРТИНФО было показано на EVA в Лондоне.
Из выступления Юрия Пластинина, директора мультимедиа издательства АРТИНФО, на пресс-конференции 6 декабря: "Проект АРТИНФО "Компьютерная коллекция искусства" уже старый, выпущено 4 диска, он сыграл свою роль, выполнил определенные задачи (начался в 1991 году, первый диск вышел в 1994 году). Мы живы и здоровы, но в каких-то изотерических смыслах мы стали здоровее, чем в 1991 году, потому что на ошибках учатся, а те, кто первыми начинают, неизбежно делают много ошибок на своем пути. Но поддержка таких конференций, как EVA абсолютно не относится к числу ошибок".
4-я международная EVA2001 Москва
Для участия в конференции и выставке EVA 2001 Москва зарегистрировалось более 600 человек. При этом значительно расширилась география участников. Для участия в конференции зарегистрировано 22 участника из стран дальнего и ближнего зарубежья, в том числе из Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Латвии, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Шотландии, а также представители Казахстана, Кыргызстана, Украины, Москвы, Петербурга и ещё 40 городов и регионов России. В программу конференции включено 138 докладов (на 28 докладов больше, чем в 2000 году), была организована работа параллельных секций.
Из выступления Надежды Браккер, председателя программного комитета конференций EVA Москва, на пресс-конференции 6 декабря: "Более 600 человек зарегистрировались на нашу конференцию, 500 из них имеют электронную почту - это большой прорыв в сфере информатизации культуры".
В выставке "Мультимедиа в культуре, искусстве и образовании" участвовали 35 организаций, представлено 80 продуктов - это не только мультимедиа CD-ROM и DVD-ROM по культуре, искусству и образованию, но и Интернет-сайты, программные продукты и технические средства для учреждений культуры, а также некоторые новейшие печатные издания.
Списки участников, полные тексты докладов и иллюстрированный электронный каталог выставки размещены в Интренет на новом двуязычном сайте EVA Москва (www.evarussia.ru ). Кроме информации, регистрации, материалов конференции и выставки, на этом сайте есть ссылки на материалы EVA Москва прошлых лет, на конференции EVA в других странах мира и на другие российские и международные конференции, выставки, семинары, связанные с новыми технологиями в культуре и образовании.
Результаты проведения конференций EVA в Москве сказываются не только количественно, но и качественно. И это происходит из-за огромного значения вопросов информатизации при формировании открытого информационного общества, и, прежде всего, значения вопросов информатизации сферы культуры и образования. При этом на первый план выходят уже не просто вопросы компьютеризации и автоматизации музеев, библиотек, архивов, образовательных и научных организаций и учреждений, но, прежде всего, вопросы создания открытых информационных систем и баз знаний, обеспечивающих широкий доступ к информации. Именно поэтому темой конференции EVA 2001 Москва стала "Культурное наследие для всех: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках, архивах".
Из выступления Антона Лагутина, научного сотрудника Российского института культурологии МК РФ и РАН, на пресс-конференции 6 декабря: "Мне кажется симптоматичным, что организация конференции EVA лежит в основном на плечах Центра информатизации сферы культуры, Центра ПИК. В названии этой организации слово "информатизация" ключевое. Потому что сейчас уже многие разделяют два понятия: автоматизация, в том числе компьютеризация учреждений культуры, с одной стороны, и информатизация с другой. Эти понятия суть разные, хотя их очень часто путают. Я знаю музеи, библиотеки, в которых компьютеры стоят едва ли не на каждом рабочем месте, но информатизацией при этом там и не пахнет. К сожалению, это касается столичных московских, петербургских учреждений культуры. С другой стороны, я видел маленькие провинциальные музеи, скажем, на юге Архангельской области, где один допотопный компьютер, а информатизация присутствует, и в довольно значительной мере. Компьютеризация и автоматизация - это чисто технический процесс оснащения оборудованием, а информатизация - это процесс в умах человеческих".
Одним из основных целеполагающих вопросов на конференциях EVA' Москва с самого начала был и остаётся вопрос о расширении международного сотрудничества и участии российских учреждений культуры в проектах Комиссии Европейского сообщества и других международных проектах в области новых информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, искусства и образования. На этом трудном направлении достигнуты серьёзные успехи. И, что очень важно, международные успехи также достигнуты как раз на "основном фронте", - "Культурное наследие для всех: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах", - но уже в международном разрезе. Речь идёт о проекте Еврокомиссии Open Heritage, официальным партнёром которого в настоящее время является АДИТ, и с чем хочется поздравить всех коллективных и индивидуальных членов АДИТ. Этот проект и перспективы его реализации в России были включены в отдельную секцию и представлены в сборнике материалов конференции. В 2002 году в рамках проекта Еврокомиссии Cultivate создан российский узел сети. В этом проекте участвует несколько российских организаций, а центральная роль отводится также широко известной АНО "Российской сети культурного наследия". Есть и другие международные проекты по новым технологиям в культуре, искусстве и образовании с участием российских учреждений и организаций.
Одним из важнейших на сегодняшний день остаётся вопрос создания и интеграции информационных ресурсов в различных областях культуры: в музеях, архивах, библиотеках, в сфере образования, науки и просвещения. Этим вопросам были посвящены несколько секций конференции.
Особое внимание на EVA2001 Москва было уделено вопросам создания и использования информационных ресурсов в области охраны недвижимых памятников истории и культуры. Если на предыдущих конференциях EVA недвижимому культурному наследию была посвящена одна секция, то в 2001 году в рамках конференции EVA, совместно с Государственным учреждением "Главное Управление охраны памятников г. Москвы" организована конференция ИРИТОП (Информационные ресурсы и технологии охраны памятников), которая ранее дважды проводилась отдельно и была не так широко известна. Кроме того, был организован семинар по недвижимому культурному наследию в помещении ГУОП г. Москвы.
В рамках конференции и в предыдущие годы проходили семинары по библиотечным и музейным информационным системам. В 2001 году впервые в рамках конференции EVA совместно с Росархивом был проведен семинар по архивным информационным системам, который будет содействовать более тесному сотрудничеству архивов с библиотеками и музеями в области технологий и культурного наследия. Еще одно новое для EVA Москва направление - новые технологии для музейной педагогики. Кроме секции, в 2001 году организована игра-конкурс для подростков по русскому изобразительному искусству, как демонстрация новой формы работы с детьми в музеях и библиотеках.
22 - 25 мая 2001г. в Москве по инициативе Государственного литературного музея и Московской государственной консерватории при финансовой поддержке Института "Открытое Общество" (Фонд Сороса - Россия) и организационной поддержке Центра по проблемам информатизации сферы культуры Министерства культуры Российской Федерации и АДИТ состоялась Первая Всероссийская научно-практическая конференция по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям - "Эхолот". Конференция "Эхолот" "породила" на конференции EVA2001 Москва сразу две секции: "Доступ к культурному наследию: аудиовидеоархивы и фонды" и "Доступ к культурному и социальному наследию: культурное разнообразие и возможность диалога". Как и на предыдущих конференциях, специальная секция была посвящена современному искусству.
Из выступления Юрия Пластинина, директора мультимедиа издательства АРТИНФО, на пресс-конференции 6 декабря: "Кроме технической и технологической поддержки я с первой конференции занимаюсь организацией секции "Современное искусство и Интернет", которая, казалось бы, стоит особняком от главного направления конференций. Современное искусство равно нацелено как на интеллектуальный контекст, развивающийся, очень быстро меняющийся, так и на новые и новейшие технологии. Современные художники с каких-то мета-позиций пытаются отрефлексировать взаимодействие человека, культуры с этими технологиями. Это очень важный аспект. И в связи с тем, что одной из таких технологий является Интернет, о котором тоже очень много говорят на EVA, то, говоря об Интернете, все-таки главное - это коммуникация. И если в профессиональную среду, участвующую в конференции EVA, включена такая секция, как Современное искусство, то важнейшая задача вовсе не просветительская, а эта несколько отличающая от технологических взглядов на коммуникацию позиция, которую привносит современное искусство. И если проследить в развитии 4 года, то прогресс очевидный. Если на самой первой конференции участники просто узнавали, что же такое происходит в Интернете, связанное с искусством вообще, то на третьей были представлены все варианты взаимодействия современного искусства и Интернет, а на этой получилось обсуждение проблем коммуникации".
Юбилейная 5-я международная EVA2002 Москва
Очередная международная конференция EVA2002 Москва 2-7 декабря 2002 г. будет пятой юбилейной. Конференция традиционно будет проходить в Государственной Третьяковской галерее при поддержке не только проекта EVAN Еврокомиссии, но и Министерства культуры России, Российского фонда фундаментальных исследований и Института "Открытое общество" (фонда Сороса - Россия). Новое в этом году - поддержка российского комитета программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Тема конференции: Информация для всех: культура и технологии информационного общества. Основное внимание будет уделено роли международных организаций, государственных органов, ассоциаций, союзов и сетевых сообществ в становлении информационного общества.
Планируются два пленарных заседания, посвященных стратегическим направлениям использования технологий информационного общества в сфере культуры и международным программам и проектам, международному сотрудничеству, а также 12 секционных заседаний:
Как обычно, будет организована выставка "Мультимедиа в культуре, искусстве и образовании", а также несколько специальных событий:
В рамках конференции будет организован целый ряд семинаров, тренингов и "Круглых столов":
Регистрироваться для участия в конференции можно на сайте www.evarussia.ru

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ссылки:
  1. Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев. Международная конференция "Электронные изображения и визуальные искусства" (EVA'99 Москва). Журнал "Информационное общество", № 5, 1999, стр. 57 - 61
  2. Н.В. Браккер, Л.А. Куйбышев. Конференция EVA2000 Москва. Журнал "Мир библиографии", №6, 2000, стр. 77 - 79
  3. Материалы международной конференции EVA2001 Москва
  4. Сайт конференции EVA Москва www.evarussia.ru

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторах:

Н.В. Браккер
главный специалист Центра ПИК

Л.А. Куйбышев
зам. директора Центра ПИК

Тел.: (495) 940-02-84
lku@artinfo.ru
www.cpic.ru

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для цитирования:

Браккер Н.В., Куйбышев Л.А. "еждународные конференции EVA: культура и технологии информационного общества",
Cultivate-Russia Web Nagazine, выпуск 1, сентябрь 2002.
URL: /mag/issue1/EVA.asp




IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 25.11.2017