CULTIVATE Russia Web-magazine
    
В этом выпуске | Колонка редактора | Новости, события
   Обложка | CULTIVATE.RU | Cutivate Interactive

"Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза"

Бернард Смит (Bernard Smith) - 3-8 декабря 2001, ЕВА2001, Москва, Россия

1. ЕВРОПА В ВЕК ИНТЕРНЕТ

Дамы и господа,
Несмотря на то, что образование я получил в области естественных наук, несколько лет назад мне уже приходилось рассказывать о политике Европейской Комиссии в отношении Информационного общества. Тогда мой доклад состоял из рассказа о таких программах стимулирования рынка, как IMPACT и Info2000 [2]. Тогда я говорил о роли сервера ECHO и веб-сайта I*M Europe. Затем, я подводил итоги работы "Обсерватории Информационного Рынка" [3] и различных исследований европейского рынка баз данных, производства CD-ROMов и онлайновых информационных служб. Доклад обычно заканчивался обзором исследовательских программ [4], действовавших на тот момент.
Сейчас говорить об Информационном обществе, с одной стороны, проще, но с другой - гораздо сложнее. Больше нельзя назвать один источник, где содержалась бы исчерпывающая информация о европейской политике в этом вопросе. Тем не менее, теперь все говорят об информационной революции и революции знания. Достаточно упомянуть новую программу "е-Контент" (eContent) [5] и новые инициативы в рамках ранеe созданных исследовательских программ [6]. Боле того, теперь в Европе функционирует новый крупный проект "Электронная Европа" (eEurope) [7], в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран - членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии. Но сегодня необходимо нарисовать общую картину, не углубляясь в детали. Признаюсь, что в лучшем случае, мой доклад обозначит лишь верхушку айсберга под названием "Общество, основанное на знании и политика Европейского союза" [8], более того, я постараюсь затронуть темы, близкие мне самому, но надеюсь, что это будет интересный пример движения к "экономике знания" [9].

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для начала, скажу, что новая экономика и Интернет стоят на первом месте в программе ЕС со времени Лиссабонского Саммита [10] марта 2000г. Тогда лидерами ЕС была обозначена новая и довольно амбициозная цель - превратить Европу в регион с наиболее конкурентоспособной и динамично развивающейся экономикой, основанной на знании (информации). Для достижения этой цели Европейская Комиссия разработала всеобъемлющую стратегию, известную как план "Электронная Европа 2002" (eEurope 2002 Action Plan) [11].
Но это было полтора года назад, во времена бума "электронной экономики" [12]. Немногие тогда предвидели столь серьезный кризис. Тем не менее, работа, начатая в Лиссабоне с создания стратегии "Электронной Европы", продолжается и начинает давать ощутимые результаты. Об этом я расскажу подробнее:
Ровно 18 месяцев назад положение Европы в век информации не вызывало большого оптимизма. Внедрение Интернета и цифровых технологий шло медленно, и Европа, казалось, была обречена плестись позади своих основных торговых партнеров. Но многое изменилось. На настоящий момент общая ситуация весьма обнадеживающая, особенно много было сделано за последние двенадцать месяцев.
Позитивные перемены хорошо прослеживаются на таком материале, как распространение Интернета в домах европейцев. Если в октябре 2000г., только 28% семей пользовались Интернетом, то к июню 2001г. этот показатель вырос до 36% [15] в среднем по ЕС. Почти половина европейских жителей имеет опыт общения с Интернетом, а число регулярных пользователей достигает 40%. Разрыв с США сохраняется, но он продолжает сокращаться. Уровень использования Интернета во многих европейских странах сравним с американским или превышает его . Сейчас нас более всего беспокоит разница в уровне пользования Интернетом между европейскими странами.
Распространение мобильных телефонов идет гораздо быстрее. В мае этого года в Европе было 256 миллионов пользователей сотовых телефонов, что составляет 68% от всего населения ЕС. Для сравнения, в США этот показатель достигает 43%. Уровень распространения мобильных телефонов достаточно высок во всех странах ЕС. Мобильные телефоны стали частью европейского образа жизни, поэтому мобильная связь важна в двух отношениях:
В Европе активно развиваются и альтернативные способы подключения к Интернет: через карманные компьютеры и устройства PDA [21], игровые приставки [22], телевизионные приставки [23] и др.
Цифровое телевидение [24] в этом отношении особенно важно; оно быстро распространяется по Европе. С 1999 по 2000 гг. количество семей, пользующихся цифровым телевидением, выросло с 10 до 14 миллионов. Сейчас распространение цифрового телевидения превышает 10% от общего числа европейских семей, владеющих телевизорами. Это поможет вовлечь в оборот электронной коммерции тех людей, которые не имеют иного способа подключиться к Интернету, поскольку они не владеют компьютером или плохо умеют им пользоваться.
Конечно, цифровое телевидение не всегда обеспечивает полноценный доступ в Интернет: это во многом зависит от возможностей приставки и типа соединения. Но операторы цифрового телевидения постоянно увеличивают ассортимент предлагаемых интерактивных услуг - электронная почта, новости по запросу [25], видео по запросу [26], телешопинг [27], доступ к заранее выбранным сайтам и др.
Высокоскоростной доступ в Интернет уже получил достаточно большое распространение в Европе: более 15% семей, имеющих доступ в Интернет, пользуются линиями ISDN [28]. Конечно, ISDN не сравнится с широкополосным подключением [29]. Тем не менее, это создает сильную рыночную базу своего естественного продолжения - ADSL [30]. Развитию ADSL способствуют и недавние законодательные инициативы Евросоюза, о чем будет сказано позже.
С другой стороны, высокий уровень распространения кабельного телевидения [31] в некоторых европейских странах является благодатной почвой для распространения кабельных модемов. С чем в Европе дела обстоят очень неплохо.
Подводя итоги, можно сказать, что сегодня мы наблюдаем рождение особого европейского информационного общества, центром которого не является компьютер. Напротив, оно продолжает диверсифицироваться. Благодаря компьютерам, мобильным терминалами цифровому телевидению, распространение Интернета в Европе очень скоро сможет приблизиться к 100%.
В будущем различные виды доступа будут соответствовать каждый своему типичному месту и модели пользования Интернетом, что позволит пользователям входить в сеть в любом месте, в любое время, с любой целью. Эту концепцию можно описать как "информационное общество для всех" и, одновременно, "личное информационное общество для каждого".
В этом контексте ключевая роль отводится правительству. Если настроения инвесторов зависят от состояния фондового рынка, то государственная политика должна быть долгосрочной, стабильной и иметь четкие цели.
Основные ее приоритеты таковы:


2. РОЛЬ ПРОЕКТА ЭЛЕКТРОННАЯ ЕВРОПА.
Столь динамичная картина возникла не на пустом месте. Она отражает радикальные перемены, произошедшие в Европе. Сейчас экономическая и социальная ситуация в Европе весьма благоприятна, но не стоит себя этим успокаивать. Значение Интернета в таких вопросах, как развитие и конкурентоспособность экономики, создание рабочих мест теперь признана всеми европейскими правительствами и общественностью.
Именно этому посвящен проект "Электронная Европа", созданный Европейской Комиссией в декабре 1999г. Тогда впервые лидеры ЕС посвятили большую часть своего саммита вопросам информационного общества. Они поручили Комиссии подготовить программу "Электронная Европа", призванную ускорить вхождение Европы в новую экономику, основанную на знании.
"Электронная Европа" это:
Чтобы достичь полного выполнения программы "Электронная Европа", лидеры ЕС поручили Комиссии оценивать [38] выполнение программы на национальном уровне. Таким образом, члены ЕС обязаны выполнить свои обещания к намеченному сроку.
Рассмотрим конкретные цели и шаги, запланированные в рамках проекта "Электронная Европа". Три ключевые принципа этой политики таковы:
В рамках проекта "Электронная Европа" мы выделили одиннадцать приоритетных областей:
Более быстрый, дешевый и безопасный Интернет:
Инвестиции в людей и знания
Поощрение пользования Интернетом


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Ссылки:

  1. Адрес: EUFO 1274, rue Alcide de Gasperi, L-2920 Luxembourg email: bernard.smith@cc.eu.int Для дополнительной информации о деятельности Отдела культурного наследия см. www.cordis.lu/ist/ka3/digicult.
  2. Info2000 ? программа ЕС по развитию европейского рынка мультимедиа, сейчас информация о ней отрывочна, большинство ее находится на не обновляемых сайтах старой сети "Мидас". Так на http://www.midas.gr/index_en.htm можно найти основные документы, а на http://www2.bologna.enea.it/MIDAS-NET/home.html находится коллекция итальянских текстов. Немецкий сайт "Мидас" http://midas-net.darmstadt.gmd.de/ еще обновляется и содержит свежую информацию. Программе Info2000 предшествовал проект IMPACT, размещавшийся преимущественно на серверах ECHO и I*M Europe http://www.echo.lu/. Отрывочная информация о старых программах типичная трудность, с которой сталкиваются организации, пытающиеся разработать концепцию хранения материалов в сети.
  3. На греческом сервере "Мидас" сохранилось много старых отчетов Обсерватории Информационного Рынка, см. http://www.midas.gr/en/info2000/market/market.htm.
  4. Например, http://www.cordis.lu/libraries/ предоставляет доступ к старой библиотечной программе внутри Четвертой Рамочной Программы.
  5. eContent - http://www.cordis.lu/econtent/ - это программа поддержки производства и распространения и использования европейского контента и поддержки многоязычности всемирной сети.
  6. Информацию о Пятой Рамочной Программе можно найти на www.cordis/lu или на сайте программы "Технологии Информационного Общества" www.cordis.lu/ist.
  7. eEurope - http://europa.eu.int/information_society/eeurope/index_en.htm - крупнейший политический проект, направленный на то, чтобы граждане ЕС получили максимальную выгоду от информационной революции.
  8. Настоящий доклад во многом основывается на недавних выступлениях г-на Эркки Лииканен, члена ЕК, отвечающего за информационное общество для компаний (список его речей находится на http://europa.eu.int/information_society/newsroom/library/speeches/index_en.htm). В основу этой статьи легли четыре его выступления: "Электронная Европа": сложности и возможности" на 2ой Ежегодной Скандинавской Конференции по Электронному Бизнесу, Стокгольм, 11 октября 2001; "Воплощая свое видение мирового информационного общества: от революции к эволюции" на 3ей Ежегодной Конференции по Глобальному Диалогу об Электронной Коммерции, Токио, 14 сентября 2001; "Электронное Правительство" - улучшение обслуживания граждан и вовлечение их в государственное управление" на форуме "Демократия и Информационная революция" Международного Института Демократии и Содействия Выборам, Стокгольм, 29 июня 2001; "Информационные технологии в будущей Электронной Европе", Comite europeen des assurances, Хельсинки, 15 июня 2001.
  9. Сложно дать одну авторитетную ссылку на понятие "экономика, основанная на знании", тем не менее, стоит упомянуть работы Пората об "информационной экономике" (M. U. Porat Definition and Measurement, vol. 1 //The Information Economy, US Govt. Printing Office, 1977 и http://www.santafe.edu/~shalizi/notebooks/information-society.html) и Белла об "информационном обществе" (Bell, Daniel The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting/ New York: Basic Books, 1973 и http://bubl.ac.uk/journals/lis/fj/jinfsci/v24n0698.htm или http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/20.4/tremblay.html). Подробно эти вопросы рассмотрены на сайте Обсерватории Информационного Общества при UNECSO - http://www.unesco.org/webworld/observatory/index.shtml и на странице, посвященной европейской политике - http://www.unesco.org/webworld/portal_observatory/Action_Plans_-_Policies/Europe/International_Positions/.
  10. На Лиссабонском саммите - http://europa.eu.int/comm/employment_social/general/news/newsagenda_en.htm - получило официальное воплощение приверженность лидеров ЕС к проведению долгосрочной экономической и социальной политики, направленной на реформирование экономики, ликвидацию безработицы и общественную интеграцию.
  11. В рамках плана "Электронная Европа 2002" - http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/index_en.htm - были поставлены реальные цели, которых необходимо достичь к концу 2002г.
  12. См. http://www.businessweek.com/bwdaily/dnflash/dec2000/nf20001219_800.htm.
  13. См. http://www.amanet.org/books/catalog/0814406009_ch.htm и http://louisville.bcentral.com/louisville/stories/2000/09/18/editorial4.html.
  14. Закон Меткальфа, см. http://hyperarchive.lcs.mit.edu/telecom-archives/archives/george.gilder.essays/metcalfs.law.and.legacy
  15. Выполнение программы "Электронная Европа" оценивается по ряду показателей, на основе которых определяется общий эффект от программы, уровень активности по ключевым направлениям, и вектор дальнейшего развития. Оценка происходит по 23 показателям, принятым в ноябре 2000г. Информация собирается из различных источников (OECD, обзоры, исследования). Первые результаты опубликованы на http://europa.eu.int/information_society/eeurope/benchmarking/list/2001/index_en.htm.
  16. Распространение Интернета в Дании и Голландии приближается к 60%, в Швеции это показатель еще выше.
  17. См. http://www.w3.org/TR/NOTE-WAP или http://itpapers.com/cgi/SearchIT.pl?scid=200&search=mobile%20internet или http://whitepaperlibrary.m-commerceworld.com/data/rlist?t=itmgmt_10_20_122_2_np
  18. GSM - сокращение от английского Global System for Mobile Communications (глобальная система мобильной связи), см. http://www.gsmworld.com/index1.html.
  19. GPRS - сокращение от английского General Packet Radio Service (общая система пакетной радио связи), см. http://www.gsmworld.com/technology/gprs.html.
  20. UMTS - сокращение от английского Universal Mobile Telecommunications System (универсальная система мобильно связи) и часть концепции глобально сети связи "третьего поколения", предложенной Международным Союзом Связи, см. http://www.umts-forum.org/what_is_umts.html.
  21. PDA - сокращение от английского Personal Digital Assistant (личный цифровой ассистент), см. http://www.geek.com/pdageek/pdamain.htm
  22. О значимости этой платформы доступа см. http://www.theitportal.com/Channels.asp?CatID=3E8A3DB8E213D5119A7200D0B74A0AB2&channel=Media&Sponsor=&SponsorID=&SubCat=Games+Consoles.
  23. См. http://www.technocopia.com/gadgets-20000515-settopboxes.html о значении телевизионных приставок для доступа в Интернет в будущем.
  24. Информацию о цифровом телевидении см. на http://www.digitaltelevision.com/ и в недавнем исследовании "Развитие цифрового телевидения в ЕС", подготовленном институтом IDATE Европейской Комиссии. http://europa.eu.int/information_society/topics/telecoms/regulatory/studies/dtv_euro2000.pdf
  25. См. http://www.dlib.org/dlib/september95/nod/09hauptmann1.html по общим вопросам "новостей по запросу" и http://www.cnn.com/audio/ для получения образца услуг.
  26. См. http://www.cs.tut.fi/tlt/stuff/vod/VoDOverview/vod1.html по общим вопросам "видео по запросу" и http://www.cnn.com/video/ для получения образца услуг.
  27. См. статьи на http://www.ecommercetimes.com/perl/story/11256.html или http://www.infoworld.com/articles/op/xml/01/06/25/010625opsecrets.xml о значении телешопинга.
  28. ISDN ? сокращение от английского Integrate Service Digital Network (интегрированная сеть цифровых услуг), на немецком см. http://www.euro-isdn.com/index.htm.
  29. О широкополосном доступе см. http://www.broadband-guide.com/ или http://news.zdnet.co.uk/0,,t293,00.html и доклад ЕС "Развитие платформ широкополосного доступа в Европе: технологии, услуги, рынок", август 2001г. на http://europa.eu.int/information_society/eeurope/news_library/new_documents/broadband/index_en.htm.
  30. ADSL ? сокращение от английского Asymmetrical Digital Subscriber Line (асимметричная цифровая абонентская линия), см. http://www.adsl.com/ по общим вопросам и http://www.adslguide.org.uk/ по европейской политике.
  31. См. http://www.tiaonline.org/international/informer/informer.cfm?ID=35 по общим вопросам относительно кабельного телевидения в Европе и http://www.eu-esis.org/Basic/basic2000.htm по последним показателям.
  32. "… киберпространство есть родина эры информации и земля обетованная для граждан будущего", ? Джон Перри Барлоу, 1991 (http://www.eff.org/~barlow/). См. также http://www.cybergeography.org/what_cyberspace.html о гиде по киберпространству.
  33. См. On the Convergence of the Telecommunications, Media and Information Technology Sectors, and the Implications for Regulation. Towards an Information Society Approach, 1997 на http://europa.eu.int/ISPO/convergencegp/greenp.html.
  34. См. http://www.ecommercetimes.com/ о зарождении электронной коммерции и http://europa.eu.int/ISPO/ecommerce/ о политике ЕК.
  35. "Цифровая пропасть" ? так описал ситуацию в Европе в своем недавнем докладе Пол Нильсон, Комиссар ЕС по делам развития и гуманитарной помощи. См. http://europa.eu.int/comm/commissioners/nielson/speech/20010531_en.htm и http://europa.eu.int/comm/external_relations/g7_g8/intro/global_info_society.htm по общеевропейским вопросам, Большой восьмерке и Окинавской хартии. О ситуации в США см. http://www.ntia.doc.gov/ntiahome/digitaldivide/.
  36. См. http://europa.eu.int/comm/education/index_en.html о шагах, предпринятых ЕК.
  37. Об "Электронном правительстве" см. http://www.ipf.co.uk/egovernment/weblinks.htm.
  38. См. http://www.benchmarking-in-europe.com/1024.htm по общим вопросам оценки выполнения программ и http://europa.eu.int/information_society/eeurope/benchmarking/text_en.htm об оценке "Электронной Европы".
  39. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/cheaper/text_en.htm.
  40. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/research/text_en.htm.
  41. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/safe/text_en.htm.
  42. См. http://www.cordis.lu/ist/ka2/smartcards.html.
  43. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/eeducation/text_en.htm.
  44. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/eworking/text_en.htm.
  45. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/eaccess/text_en.htm.
  46. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/ecommerce/text_en.htm.
  47. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/egov/text_en.htm.
  48. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/ehealth/text_en.htm.
  49. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/action_plan/econtent/text_en.htm.
  50. См. http://europa.eu.int/information_society/eeurope/etransport/text_en.htm.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Об авторе

Бернард Смит (Bernard Smith)
Руководитель отдела Культурного наследия
Генеральная дирекция по вопросам Информационного общества
Европейская Комиссия
Bernard.Smith@cec.eu.int
Телефон: +352 4301 34195

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Для цитирования:

Смит Б. "Общество, основанное на знании: политика Европейского Союза",
Cultivate-Russia Web Nagazine, выпуск 1, 3-8 декабря 2001, ЕВА2001
URL: /mag/issue1/B.Smith_1.asp

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Редакция журнала не несет ответственности за качество перевода. См. статью Machine Translation из Cultivate Interactive.





IST Logo Журнал наполняется и поддерживается Российской Сетью Культурного Наследия
Сайт проекта | Пишите нам | Разработка | Финансируется Европейской Комиссией
Обновления: 22.09.2017